Кто такие «нормисы» и почему их обижают в Казахстане

Вы уже слышали этот сленг? Если еще нет, значит скоро услышите. «Нормис» уже своеобразный ярлык для самых разных людей, и в адрес любого человека можно услышать это определение. В интернете, кажется, так называют всех подряд: тех, кто ведет общепринято «скучный» образ жизни, не разбирается в поп-культуре или присылает мемы без постиронии. По определению Dictionary.com, слово normie означает «нормального человека, который разделяет общепринятые вкусы, интересы и взгляды». Здесь же указано, что термин «имеет оскорбительный оттенок и часто используется с иронией».

Определение может смутить человека, не следящего за интернет-трендами, а также вызвать вопрос: «Нормис — это оскорбление или комплимент?»

Авторка The Voice Media Айжана Шайкенова в своей колонке тоже иронизирует и рассказывает, почему людей с обычными интересами и досугом обижают в интернете.
В казахстанском сегменте интернета термин начал набирать популярность в прошлом году. Когда мемами стали определенные типажи мужчин и их начали классифицировать. Так, мы уже рассказывали, чем «масики», «тюбики», «чечики» отличаются от «Батырханчика». Если вы не хотите запутаться во всех определениях, мы собрали общие характеристики нормиса в Казахстане. Их можно свести к следующим критериям поведения и внешнего вида:
— Разделение ценностей массовой культуры. Нормисы предпочитают только самые популярные произведения литературы, музыки и кино. Присутствовали на концерте Ирины Кайратовны, смотрели в детстве сериалы с Нуртасом Адамбаем, а о Айсултане Сеите узнали из интервью Дудя.

— Отсутствие желания быть «не таким, как все». Нормисам комфортно не выделяться из толпы и быть обычными гражданами. Не следили за отменой музыканта Jah Khalib, игнорировали выборы и не вспомнят имя депутата их избирательного участка.

— Конформизм. Из-за того, что нормисов чаще всего устраивает их жизнь, они не любят выступать против каких-либо политических и социальных явлений. Не следят за задержаниями активистов Oyan, Qazaqstan.

— Банальное чувство юмора. Нормисы не разбираются в интернет-мемах и ходят только на большие площадки стендап-выступлений. Любят монологи Нурлана Сабурова и Евгения Чебаткова.

— Выбор нейтральных образов в одежде. Нормисы одеваются обычно, чтобы не отличаться от других, в том числе через предметы гардероба. Они не покупают одежду в секонд-хендах и не подписаны на мультибрендовые магазины казахстанских дизайнеров.

Extremely-online-пользователи, то есть те, кто находится на острие интернета, первыми узнают о новых мемах и глубоко погружены в интернет-культуру, называют нормисами людей, которые сидят только в Инстаграме, не следят за конфликтами «либеральной тусовки» и не разбираются в нишевых сообществах. Для людей внутри определенной социальной или идеологической группы все, кто находится вовне, будут нормисами.

Термин «нормис» сильно зависит от контекста и не имеет универсального определения. Он может означать разные вещи для разных групп. Интернет способствовал созданию разнообразных сообществ, каждое из которых имеет свои нормы и определения того, что считается норми-поведением. Например, насколько казахстанское общество готово активно принимать участие в политических процессах и каким видит оптимальный процесс развития страны — это одни из наиболее острых и дискуссионных вопросов казахстанской политической повестки дня в последние годы.

Нормисами называют людей, которые ничем не отличаются от большинства, имеют типичные представления о жизни и стандартные интересы, именно за это над ними иронизируют. Быть нормисом — значит относиться к тем людям, которых большинство, а это основная масса работающего населения. Исследовательница интернет-культуры Тиффани Ферг отмечает, что нонконформисты, привыкшие идти против течения, ощущают отторжение и презрение по отношению к нормисам. В их восприятии обычные люди кажутся «серой массой», теми, у кого нет собственного мнения и конкретных взглядов на жизнь, способных менять общество к прогрессивным изменениям.

Нормисам не рождаются, ими становятся из-за разных внешних обстоятельств. У нормисов есть свои причины на безынициативную стратегию в гражданском обществе Казахстана. Журналистка Анар Бекбасова назвала выборы в парламент весной прошлого года «электоральной пассивностью». Эти выборы показали самую низкую явку за последние годы, а независимые наблюдатели зафиксировали множество нарушений. Исследование электоральных предпочтений казахстанцев, проведенное перед выборами Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope совместно с центром Paperlab, показало: 62,5% граждан считают, что ни одна из партий, участвующих в выборах, не представляет их интересы. 64,1% респондентов ответили, что и среди кандидатов в депутаты мажилиса нет представителей их интересов. Ограниченная политическая либерализация, представленная властью, соответствовала ограниченным возможностям общества. Низкая электоральная активность связана с неразвитостью гражданского общества и низкой социальной активностью казахстанцев. Именно такую пассивность высмеивают в Тиктоке и генерируют мемы с политической активностью в стране.

Тем временем психологи считают, что термин «нормис» также может нести нейтральную окраску, а иногда даже положительную. Стоит понимать, что любая попытка поделить людей на нормисов и ненормисов крайне субъективна, ведь ни один человек не может целиком и полностью соответствовать или противоречить социальным нормам.