Грань достаточно тонкая, но давайте представим ситуацию: вам срочно стала нужна новогодняя елка. На дворе 30 декабря, гирлянды мигают, шампанское стынет в холодильнике, подарки упакованы, а ребенок дергает за футболку и кричит: «Хочу елку! Купи-и!»
Ситуация патовая, поэтому вы обреченно лезете в интернет, вбиваете «купить новогоднюю елку срочно», и — о чудо! — первое же объявление предлагает вам бесплатную доставку елки в любое время дня и ночи, а если нужны игрушки — обещают привезти и их. Вы кликаете «Заказать» и через полчаса елка с блестящими шарами уже у вас. Ребенок доволен, а вы с шампанским довольны еще больше, потому что вам не пришлось потерянно носиться по магазинам, а детская истерика прошла стороной.
Что произошло? Клиент, то есть вы, получил то, что хотел. А вот маркетологи со стороны продавца елок проделали огромную работу. Они составили ваш портрет и поняли, что в преддверии Нового года вам (и другим представителям вашего сегмента целевой аудитории) некогда заниматься елочными вопросами. А еще — подобрать новогодний декор так, чтобы все сочеталось, тоже не пятиминутное дело. А ещё —в запаре легко потерять счет часам, и елка может понадобиться срочно, чуть ли не во время боя курантов.
Из трех этих факторов родилось уникальное торговое предложение, которое оставалось только показать вам. И — вуаля — звезды сошлись!
В чем разница между навязыванием и закрыванием потребностей клиента? В том, что во втором случае маркетинг знает, что нужно покупателю, и предлагает это наилучшим образом. Так, чтобы клиент стал постоянным и лояльным.
Как работает хороший маркетинг в бизнесе
«Как-то примитивно, — скажете вы. — Елки да иголки. А как это работает в разрезе корпораций?»
Постараюсь ответить. Маркетинг — это в первую очередь коммуникация с клиентом. И если бизнес не знает, чего хочет клиент, он не продержится долго. И совершенно не важно, что он продает — облачные сервисы для бизнеса, нефть или елки.
Плохой маркетинг проталкивает продукт покупателю, надеется, что кто-то поведется на его уловки и отдаст деньги. Хорошему маркетингу это не нужно: он не использует дешевых трюков, а показывает то, что желанно. Хороший маркетинг начинается с клиента, плохой — с бренда, продукта или (о, ужас!) с упаковки.