Узнали, почему в эпоху интернета библиотеки все еще нужны людям.

О культуре чтения в цифровом мире: интервью с библиотекарем Светланой Моисеевой

11 апреля 2023

Фотографии Жанны Анвари
Современные технологии и цифровая эпоха изменили нашу жизнь настолько, что мы стали забывать о существовании городских библиотек, в которых иной раз можно найти книги редких экземпляров. Книги — это окно в мир, который находится за пределами нашей реальности. И библиотекарь — это человек, который может помочь нам открыть это окно и погрузиться в увлекательный мир знаний и фантазии. Авторка The Voice Media Жанна Анвари встретилась со Светланой Моисеевой, библиотекарем филиала № 29 Централизованной библиотечной сети города Алматы, и узнала, в чем заключается ее основная работа, как подобрать необходимую книгу и с какими вызовами сталкиваются библиотеки сегодня.
Как начался ваш путь? Почему вы заинтересовались библиотечным делом?
Как и у многих библиотекарей, мой путь начался с книг. У нас в семье очень любили читать, очень любили сказки, прибаутки, шутки, поэтому, по большей части, это заслуга моих родителей. Мама была преподавателем, а отец хоть и был военным, но в свободное время, когда приезжал из командировок, сочинял нам сказки. Он был нашей Ариной Родионовной (няня Александра Пушкина — Авт.). С раннего детства мы были окружены книгами, и, естественно, это наложило свой отпечаток, так как читали мы все запоем — и при свете фонарика, при лунном свете, в нарушение всех правил.

Также в какой-то момент мама начала работать в библиотеке, что уже окончательно привело меня в это место. Когда она уже устала носить мне эти тяжести (чтобы читать книги дома — Авт.), я стала сама приходить и набирать кипы книг каждые два-три дня. Окончив школу, поступила на библиотечный факультет в Казахский национальный женский педагогический университет, отчего все были в шоке, ведь школу я окончила на пятерки.

Начиная с 1979 года, я работаю в ЦБС (Централизованная библиотечная система — Авт.) города Алматы, и за сорок четыре года мне удалось поработать в филиале № 33 и вот сейчас в филиале № 29. В трудовой книжке у меня одна единственная запись. Самое интересное, что я сразу пришла и сказала: «Я не буду каталогами заниматься, это не для меня. Я люблю общение с людьми, с детьми особенно». Для меня нужно общение: когда видишь ребенка, видишь и его горящие глаза.
Есть ли читатели, посетители, которые вам особенно запомнились или, возможно, уже много лет ходят?
За сорок лет очень много было читателей, которые приходили и не умели читать или только начинали, а потом уже оканчивали школу и приходили. Дети — непредсказуемые и очень эмоциональные, поэтому с ними очень интересно работать.

«Я буду президентом компании, не обещаю, что страны, но я вам подарю библиотеку личную», — так мне однажды сказал маленький мальчик, который продолжал ходить, даже учась в университете.
Вас постоянно окружает огромное количество книг. У вас есть свободное время, чтобы самой почитать, или это удается сделать в рабочее время?
В рабочее время категорически не получается читать. Потому что, даже если ты что-то нашел или пришла новая литература, она интересная, ее хочется почитать и с ней необходимо ознакомиться, ведь нужно понимать, какую книгу советовать ребенку или взрослому, но, к сожалению, на полное ознакомление нет времени. Библиотекари должны знать, чем интересно или неинтересно произведение, и говорить свое мнение, потому что тогда будет человеку понятно, нужно ему это или нет. Нам приходится быстро просматривать содержание, и, конечно, остается общее впечатление, но полностью прочитать на рабочем месте — тебе просто не дадут. В зале всегда есть читатели, они задают вопросы, и ты постоянно отвлекаешься. Есть и работа с каталогами, с расстановкой, поэтому читаем в основном дома.

В советское время книги приходили иногда в единственном экземпляре, библиотекари созванивались между собой и просили почитать. А если на произведение уже была очередь, приходилось просить хотя бы на ночь, а утром уже возвращать. В таком режиме нон стоп мы работали и читали, а сейчас все уже легче: можно воспользоваться интернетом. Но дело в том, что, когда книгу читаешь вживую, и она в руках — это совершенно другие ощущения: больше интереса и ощущение сопричастности с героем.
На что вы ориентируетесь, когда к вам приходит читатель и просит посоветовать книгу?
Мы начинаем с разговора, и, когда ты понимаешь его предпочтения, становится легче предлагать тот или иной жанр. Например, есть те, кто читает только детективы или фэнтези, а в последнее время у нас пошел бич на визуализацию, комиксы, начиная с трех-четырех лет и заканчивая чуть ли не бабушками и дедушками, которые приходят почитать эти рисованные книжки. Человек перестает читать, он начинает воспринимать только картинки. Мы же существа хитрые, поэтому привыкли облегчать себе жизнь.

Когда ко мне приходят с таким запросом, я стараюсь прощупать интересы чуть глубже. Определить, что можно порекомендовать, но так, чтобы не оттолкнуть, потому что есть и те, кому нужны только комиксы. Стараешься мягко посоветовать взять определенную книгу, а в следующий раз узнать, понравилась ли она, и, уже исходя из отзыва, подбирать что-то.

Иногда бывают читатели, которые целенаправленно идут за одной книгой, читают ее и уходят, но мы стараемся заинтересовать его так, чтобы он остался у нас надолго. Пытаемся поддерживать интересы, подстраиваться под них, иной раз узнаешь про любимую еду, актеров и писателей. В какой-то степени мы психологи.

Невозможно любить все. Очень много литературы, от которой я абстрагируюсь, так как она не подходит мне ни по духу, ни по манере написания. Но люди-то разные, и поэтому мы стараемся рекомендовать все. Читатель может прийти с обратной связью по любой книге, иногда мы пересматриваем свое мнение, бывает и такое, потому что невозможно сразу понять: интересно тебе произведение или нет. Многое зависит от настроения.
Как вы относитесь к цифровизации библиотек?
С цифровизацией все прекрасно. Я согласна, что мир развивается и без этого сейчас никуда, но это все хорошо в меру. Потому что литература стала доступнее, но культура чтения упала: мы стали все больше времени проводить в гаджетах, которые определяют наши интересы и выдают только определенный контент.

Поэтому, конечно, культура чтения — это все-таки непосредственно про библиотеки. Хотя даже общение детей между собой развивает у них интерес к книгам: когда один ребенок прочитал что-то, ему понравилось и он рассказал своим друзьям. После этого приходит весь класс, а за классом приходит вся школа, потому что они общаются между собой.

Хорошо пользоваться достижениями мира, но нужно делать это аккуратно. Взрослым легче отделить что-то полезное для себя, а вот дети — это чистый лист бумаги, и то, что мы там нарисуем, зависит только от нас.

Мне очень нравятся аудиокниги, особенно если в озвучивании принимают участие хорошие актеры. Кроме того, это хороший вариант для тех, кто испытывает проблемы со зрением.
Иногда приходят люди в возрасте, которые действительно любят читать, и они думают, что будут сидеть и заниматься только этим, но это самое большое заблуждение.
В чем главная проблема библиотеки?
На данный момент у нас есть одна большая проблема — в стране выпускается очень мало литературы для детей. Мы, конечно, мечтаем, что у нас будет печататься все больше художественной литературы для детей, которая будет полезна и заполнит стеллажи.

Мы бы хотели видеть больше произведений наших родных авторов, но, к сожалению, писать для детей крайне сложно и невыгодно. Надеемся, что будет издаваться больше нашей литературы и казахстанские издательства уделят этому больше внимания.

Дело в том, что сейчас в основном мы получаем книги на казахском языке. Очень много переводной литературы на казахском, даже больше, чем на русском языке. Но суть как раз таки в том, что она переводная. Очень мало печатают казахстанских авторов, особенно тех, кто пишет для детей.

Это, конечно, больной вопрос для библиотекаря, ведь, кажется, что нам всегда будет мало книг. Если мне дадут две книги, я попрошу пять, потому что мне же нужно что-то дать читателям. Это все касается количества книг. Допустим, на Западе принято хранить в библиотеке один-два экземпляра, а у нас должно быть по пятнадцать-двадцать книг. Если там книга простояла на полке пять-десять лет и она не взялась, то ее утилизируют, потому что считается, что она просто занимает место. У нас совершенно разный подход к фондам.
Сейчас все большей популярностью пользуются маркетплейсы, где можно с легкостью купить интересующую книгу. Как вы считаете: лучше приходить в библиотеку, брать книгу и читать ее здесь или все-таки покупать и пополнять свою личную библиотеку?
Смотря для чего эта книга покупается или заказывается. Если книга покупается для личного, постоянного пользования, естественно, ее надо купить, и ты будешь ей пользоваться десятилетиями. Читатели знают, что учебники, которыми иногда приходится пользоваться на протяжении нескольких лет, не дают в библиотеке на долгий срок, поэтому их приходится покупать. Когда она уже становится не нужна, можно сдать ее в библиотеку.

Есть также библиофилы, которые любят одного определенного автора, и они собирают, естественно, личную библиотеку. Покупают в основном издания подарочного типа, холят и лелеют их. Это как любимая игрушка, как некоторые мужчины собирают автомобили или даже маленькие машинки, так некоторые люди собирают книги и ставят на них собственную печать.

Но я, честно, не понимаю людей, которые покупают книгу, чтобы просто ее прочитать, а потом выбрасывают. Иногда смотрю и думаю: ну человек купил, потратил деньги. А это же его деньги, заработанные собственным трудом, и тут же он выбросил их, так просто и бездумно. Почему нельзя подарить ее кому-нибудь, дать почитать, оставить на лавочке в парке?
В представлении многих, библиотекарь — это книжный червь, который решил абстрагироваться от мира и уйти с головой в любимое дело. Но это ведь не так?
Да, действительно, многие считают, что библиотека — это что-то архаичное, а работники — это серые чулки в каких-то балахонах, которые просто перекладывают книжки. На самом деле, у нас очень много работы, мы обрабатываем каждую книгу, заводим на нее документацию, читаем и определяем, кому можно ее посоветовать. Помимо этого, мы же психологи, учителя, массовики-затейники, так как проводим различные мероприятия. Допустим, книга популярна, ее не надо продвигать, но нужно обсудить, потому что кому-то она нравится, кто-то ее не воспринимает, и люди хотят высказать свое мнение. Тут же нужно пустить рекламу мероприятия, поэтому профессия развивается, и ты невольно становишься маркетологом и организатором.

Как таковой чисто профессии библиотекаря никогда не существовало, потому что мы всегда были, как говорится, и жнец, и швец, и на дуде игрец. Всегда делали все сами: и писали, и рисовали, и строили декорации. Сейчас, естественно, все продолжается.

Специальность интересная, но опять таки равнодушный человек здесь не продержится ни дня. Здесь очень сложно, ведь в первую очередь мы психологи, работающие с людьми. Да и учиться приходится ежедневно, так как приходят новые книги с совершенно новой информацией, а наш мозг — это не компьютер, которому можно дать задачу и он ее решит.

Я уже обратила внимание, что библиотекарем может стать абсолютно любой человек вне зависимости от возраста или гендера.

Иногда приходят люди в возрасте, которые действительно любят читать, и они думают, что будут сидеть и заниматься только этим, но это самое большое заблуждение Когда им приходится выполнять другие задачи, начинаются вопросы и недовольства. А бывает, приходит молодая девушка, перед которой, казалось бы, открыты все двери, а она любит книги, людей, разговоры о чтении и готова к любым трудностям. Все-таки библиотекарь — это состояние души. Поэтому здесь не играет роли ни возраст, ни пол, а что самое интересное: знаменитыми библиотекарями в основном всегда были мужчины.
Какие книги пользуются сейчас особой популярностью?
У меня читатели в основном малыши, и чаще всего я советую почитать про Алдара-Косе. Тем более книги у нас представлены на казахском, русском и английском, что многих цепляет. Многие также берут почитать мифы Казахстана и «Гарри Поттера». С последним, кстати, нужно быть очень осторожными: если первые пять томов можно спокойно давать читать детям, то события последних частей не подходят для ребят с неокрепшей психикой.

Популярность русских классиков также никто не отменял, берут почитать Дурова, Чаплину, Пришвина, Михалкова. Еще я часто советую книгу «Карантинные человечки» нашего казахстанского автора Елены Клепиковой, она как раз вышла во время карантинных ограничений. Мы стараемся рекомендовать то, что подойдет конкретному ребенку.