***
Перед показом в фойе толпятся подростки с типичным дефолтным презрением на лице. Такое же застывшее выражение лица появится в спектакле на масках двух героев второго плана – бунтующих тинейджеров Курта и Рогера. Но как персонажи снимут маски на поклон, так и зрители начнут улыбаться к финалу.
Спектакль «Осторожно, злая собака!», совместный проект «Тотального театра» из Алматы и «Типа театра» из Санкт-Петербурга, создан по повести норвежского писателя Эндре Эриксена «Осторожно, Питбуль-Терье!». Это литература направления «янг-эдалт» («молодые взрослые»), предназначенная для подростков от двенадцати до бесконечности.
Главный герой повести — двенадцатилетний Джим, живущий с «мамой со страхами». В тексте проговаривается, что у мамы Джима депрессия, но легко угадываются и другие расстройства: социофобия, тревожность и аффекты. В общем, жизнь у парня не сахар, еще и друзья Курт и Рогер уже вступили в пубертат, а Джиму до сих пор интереснее играть в игрушки.
Жизнь главного героя изменится, когда в его класс придет новенький — Терье. Несуразный полноватый мальчик, с которым Джима сведут их похожие семейные сложности. Отец Терье работает Юлениссе (это скандинавский Дед Мороз) в торговом центре, а еще он алкоголик.
Если читать повесть, особенно с позиции взрослого человека, психологические проблемы родителей основных персонажей кажутся беспросветной трагедией — что для них самих, что для их детей (и это так и есть). В спектакле «Тотального театра» мамины страхи и папина страсть подлить себе чего-нибудь в стакан колы – это моменты скорее юмористические, хотя и без перехода грани с обесцениванием. Режиссер говорит, что не любит слишком уж черные спектакли для юной аудитории, а предпочитает соблюдать баланс между трагедией и комедией.
«Осторожно, злая собака!» – спектакль теплый и красочный.
Теплый — благодаря артистам. Джима играет Данияр Келесбаев, Терье — Жангир Бимуханов, всех остальных персонажей — Анара Жанбекова и Артем Горбунов (Курта и Рогера, маму и папу, а также почти десяток эпизодических).
Персонаж Данияра Келесбаева выступает в спектакле не только главным героем, но и главным нарратором: он участвует в диалогах с другими персонажами и описывает происходящее через длинные монологи. Получается так, как будто смотришь какое-то реалити-шоу о жизни Джима. При этом заметное волнение артиста добавляет его герою дополнительный уровень честности: не каждый день ребенок рассказывает сотне человек в зале, что происходит в его жизни.
Жангир Бимуханов своего Терье решает раскрыть в первую очередь через пластику: на нем «утолщающий» костюм (потому что первое прозвище, которое герою дают новые одноклассники — Жирдяй-Терье), его походка тяжеловесна, движения замедлены,. Все это создает контраст с непоседливым Джимом. А еще на них и на их любимых игрушках – яркие шапочки: у Джима желтая, у Терье красная. В отличие от «повзрослевших» Курта и Рогера, которые из таких цветов уже «выросли».
Но больше всего про тепло здесь — это диалоги между Джимом и его мамой, в которых актеры переходят на казахский. Это, говорит режиссер, случайно родилось на репетициях и оказалось так хорошо, что решили оставить. И зал на премьере тоже радуется, потому что когда в репликах в спектакле по норвежской повести вдруг слышатся «балам», «айналайын» или даже «аузыңды жап», понятно, что ни на каком другом языке это не прозвучит с теми же эмоциями и настолько же уютно. Бокланов, кстати, говорит, что спектакль позднее будет переведен и поставлен на казахском языке.
А теперь про красочность. Художником спектакля выступил Никита Запаскин из Беларуси. Его удалось перехватить на пути из Екатеринбурга и пригласить на проект. Беларуская школа кукольного театра – это совершенное волшебство, и в новом спектакле «Тотального» на сцене тоже существуют куклы (элементы театра кукол – это уже часть бренда для театра, тем более что его худрук Антон Зайцев – один из немногих в Казахстане режиссеров-кукольников, к тому же признанный театральными критиками лучшим режиссером страны в 2022 году). Театр кукол в спектакле проявляется в масках Курта, Рогера и местной старушки, есть и полностью кукольные эпизодические персонажи – соседи главных героев и собака Тюпа. А еще те самые куклы в шапочках, воплощающие главных героев Джима и Терье.
Основная декорация в «Осторожно, злая собака!» — это металлические гаражные роллеты, которые поднимаются, чтобы открыть разные точки, где идет действие. Движутся они со специфичным звуком, который тоже становится частью истории, а еще ими можно эффектно погреметь или бунтарски, по-подростковому, хлопнуть.
А самое трогательное в сценографии — это крошечный бункер Джима. Его зона комфорта, безопасное место, куда, кажется, забраться захотелось бы каждому зрителю. И если в повести у Эриксена Курт и Рогер практически уничтожают тайное убежище Джима, то в сценической версии Бокланова бункер остается в почти исходном состоянии на протяжении всей истории. Как маленький огонек надежды, который не погаснет, несмотря ни на что.
«Осторожно, злая собака!» получился спектаклем, идеально отражающим узнаваемый стиль «Тотального театра» — где-то хулиганистым, где-то сентиментальным. Здесь объединяется качественная литературная основа, органичные актерские работы, элементы театра кукол, пластические фрагменты, и все эти детали складываются в картину, которую довольный зритель уносит с собой. Из «Тотального» выходят с особенным ощущением. После этой премьеры в фойе услышала чье-то довольное: «Вот такой театр я люблю».