А что насчет нейросетей?По мнению главного редактора русскоязычной версии Factcheck.kz Медета Есимханова, нейросети представляют определенный риск, поскольку с помощью них уже создаются дипфейки — со злым умыслом или нет, уже не так важно, ведь доступность нейросетей, способных создать точное изображение, аудиозапись или видео, стало новым этапом в развитии дезинформации.
— На самом деле, дипфейки появились еще раньше. Уже несколько лет существуют специальные программы, с помощью которых как минимум можно наложить лицо одного человека на видео другого и прочее. Но таких фейков у нас на практике было немного, и широкий круг дезинформаторов также не использовал такие инструменты. Сейчас с появлением Midjorney, ChatGPT, Bing в фактчекерском сообществе обсуждается возможность делать фактчекинг с помощью этих нейросетей. Мы с командой пробовали использовать СhatGPT для того, чтобы проверять информацию. Пока он делает это ни шатко ни валко, –– объясняет эксперт.
Результаты
опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE, опубликованные в конце 2022 года, показывают, что около половины казахстанцев признали, что им сложно отличить достоверную информацию от фейка.
— Это демонстрирует, что проблемы с медиаграмотностью у населения есть, и я бы хотел сказать, что это общемировая проблема. Все-таки мы живем в информационную эпоху, когда потребляем очень много контента на самых разных платформах, поэтому не всегда так просто определить дезинформацию, если у тебя не включен режим фактчекера — постоянно быть настороже, — продолжает Медет.
Одним из способов борьбы с фейками является повышение медиаграмотности населения. Людям нужно научиться отличать настоящие новости от ложных и проверять источники. Этого можно достичь с помощью программ образования и медиаграмотности.
— Если говорить о развитии медиаграмотности населения, то это довольно комплексная задача, и мы придерживаемся мнения о том, что это необходимо делать через институт образования. Нами уже сделаны первые шаги в этом направлении, — говорит Медет.
В 2020 году медиаэксперты и журналисты из Казахстана, Кыргызстана, России, Украины и Литвы, в том числе авторы Factcheck.kz, презентовали
учебник по медиаграмотности для учеников 9–11 классов, который был одобрен министерством образования. В качестве пилотного проекта предмет «Медиаграмотность» преподавался в нескольких школах Алматы. Помимо этого, два раза в год команда проводит онлайн-курс от Fact Check Academy, в рамках которого можно освоить инструменты цифровых расследований, которыми пользуются фактчекеры и журналисты-расследователи по всему миру.
Кроме того, важно, чтобы люди брали на себя ответственность за информацию, которую они потребляют и которой делятся. Прежде чем делиться какой-либо новостью, крайне важно проверить источник и точность информации. Тем самым мы можем помочь предотвратить распространение дезинформации и фейковых новостей.