От твита до тренда: как X влияет на общественное мнение
фото - ИИ midjorney
В последние десятилетия социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Одним из самых популярных и влиятельных сервисов в этой области является X (бывший Twitter). Поначалу простая платформа для обмена короткими сообщениями, X стал мощным инструментом общения, информирования и воздействия на общественное мнение. Авторка The Voice Media Динара Сарбасова в новой колонке рассказывает, как она открыла для себя X и почему считает его не просто социальной сетью.
Впервые пользоваться X на постоянной основе я начала год назад. Тогда мой шеф наказал мне, как начинающей журналистке, следить за всеми возможными новостями во всех социальных сетях, и я стала исследовать для себя новую площадку. Сначала я скептически отнеслась к X: меня смущало, что в этой социальной сети пользователи могли писать о том, кто их выводит из себя или что у них сегодня было на завтрак. Складывалось впечатление, будто я открывала чужую переписку. Но спустя время алгоритмы отследили мои интересы: я начала использовать X в своей работе и стала замечать, как эта социальная сеть выполняет роль инструмента формирования общественного мнения.
Информирование
X (тогда Twitter) был основан в 2006 году Джеком Дорси, Ноа Глассом и Бизом Стоуном в Сан-Франциско. Идея сервиса заключалась в создании места, где пользователи могли бы делиться мыслями и новостями, используя сообщения длиной не более 280 символов. Этот формат стал одним из ключевых отличий X от других социальных сетей, делая акцент на краткости и лаконичности.
Краткость X раскрылась не просто в общении с друзьями и другими пользователями, а в быстром информировании. Он стал незаменимым инструментом для журналистов, политиков, бизнесменов и обычных пользователей, желающих быстро и эффективно передавать информацию. Например, во время каждого заседания суда над экс-министром Куандыком Бишимбаевым казахстанское независимое медиа «Власть» делилось ходом развития и главными высказываниями участников суда в своем аккаунте в X.
Гражданский активизм
X из обычной социальной сети превратился в площадку для обсуждения общественных событий, политических дебатов и культурных тенденций. Он стал местом, где формируются мнения, выражаются протесты и организуются движения. Такие функции, как хештеги, позволили пользователям быстро находить сообщения по интересующим темам, а возможность ретвита способствовала быстрому распространению информации.
Примером этого может служить использование X в качестве средства массовой коммуникации во время гражданских протестов в различных странах. Движение #BlackLivesMatter стало одним из самых заметных и влиятельных социальных движений, организованных через X. Он превратился не только в площадку для координации протестов, но и в место, где люди выражали свою поддержку движению, обсуждали проблемы системного расизма и требовали справедливости и реформ в правоохранительной системе.
Другим примером можно назвать движение #MeToo. Оно началось в 2017 году и распространилось в X, где пользователи стали делиться своими историями о сексуальном насилии и домогательствах. X стал платформой для жертв, чтобы выразить свою солидарность и поддержку друг друга, а также для требования изменений в культуре и законодательстве.
Инструмент изменений
Помимо обсуждения проблем и повышения осведомленности, X имеет значительное влияние на изменение политических событий в различных странах. Твиты пользователей обретают такую массовость, что на них обращают внимание институты власти.
К примеру, в 2019 году X был широко использован во время протестов в Гонконге против законопроекта о выдаче подозреваемых в преступлениях в материковый Китай. Пользователи Х использовали платформу для организации протестов, обмена информацией и международного общения. Под давлением протестов гонконгские власти отозвали предложенный законопроект о выдаче подозреваемых в преступлениях в Китайскую Народную Республику.
В Казахстане
Казахстанские пользователи представляют небольшую часть социальной сети X. Из-за этого сформировалась своя группа твиттерских, которые часто знают друг друга лично. Доверие к «своим» настолько высоко, что в обычной ленте можно наткнуться на пользователей, которые ищут соседей в съемную квартиру или новую работу, прикрепляя к твиту свое резюме.
Что касается выражения казахстанцами гражданской позиции в X, она тоже есть. Не нужно далеко ходить: весь апрель одними из самых актуальных тем в казахстанской части X был суд над экс-министром Бишимбаевым. Самыми актуальными запросами были «Салтанат», «суд» и «Бишимбаев». Пользователи обсуждали ход развития суда и подписывали онлайн-петицию с призывом криминализировать бытовое насилие, которая набрала более 150 тысяч подписей. Впоследствии были внесены поправки в законодательство — они ужесточают ответственность за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Дезинформация
Однако Х становится объектом критики из-за своей роли в распространении дезинформации, онлайн-травли и нарушений приватности. Как и любая другая социальная сеть, Х — площадка для распространения фейковых новостей и манипуляций. Это подчеркивает важность не только развития технологий для фильтрации контента, но и повышения информационной грамотности среди пользователей.
Одним из самых наглядных примеров стал 2020 год — пандемия коронавируса. X был заполнен ложной информацией о вирусе, его лечении и происхождении. В твитах можно было встретить ложные методы лечения, недостоверные статистические данные и конспирологические теории о происхождении вируса. Дезинформация могла ввести в заблуждение пользователей и повредить общественному здоровью.
Но, несмотря на свои недостатки, X остается одной из самых важных и влиятельных социальных сетей в мире. Его роль в формировании общественного мнения и обмене информацией делает его незаменимым инструментом в цифровую эпоху. С развитием технологий и изменением потребностей пользователей X продолжит эволюционировать, а его влияние будет только увеличиваться, в том числе и в Казахстане.