Писать рецензию на дебютную работу — часто неблагодарное дело, поэтому в этом тексте я постараюсь сбалансированно рассказать о сильных и слабых сторонах картины «Горный лук».
В центре сюжета — 11-летний мальчик Джабай и его сестренка Сания. Они живут в тесной юрте у недостроенного саманного дома in the middle of nowhere. Их родители — уехавшие из большого города дауншифтеры Айбек и Ласта. Точнее их отец принял решение уехать и построить дом вдали от города, очищать степь от мусора и растить детей в тишине и покое. Однако его план оказалось не так легко реализовать: дом не закончен, дети предоставлены самим себе и работают, продавая горный лук, а отношения между супругами становятся всё холоднее. В свой тридцать третий день рождения Айбек получает документ о разводе.
Дети видят, что их семья разрушается, как саманные стены дома. Они решают, что всё дело в слабости отца, ведь однажды они видели его плачущим, а «настоящие мужчины не плачут». Чтобы помочь ему вернуть любовь мамы, они отправляются на поиски особого препарата «Золотой виагры», делающего мужчин сильными.
«Горный лук» — это фильм об ускользающем детстве, о взрослении мальчика и фрустрации от развода родителей, о невозможности смириться с собственным бессилием. Большая удача найти на главную роль такого талантливого юного актера, как Есіл Амантай, который органично сыграл Джабая. Вообще в современном казахском кино нечасто встретишь детей, а здесь, помимо Джабая и Сании, это еще и их приятели, живущие по соседству. У всех небольшие, но реплики, у каждого свой характер.
Вообще, дети-актеры и визуальные решения — это сильная сторона «Горного лука». Не только яркие и смелые цвета костюмов на фоне сочной горной травы (в голове невольно всплывает драматургия цвета Уэса Андерсона), но и небанальные ракурсы съемки хорошо дополняют комичный и немного сюрреалистичный сюжет картины.
Что для меня показалось слабой стороной, так это то, как в фильме раскрываются отношения между родителями Джабая и Сании. Мы видим мир «Горного лука» глазами ребенка, но мы не можем полностью погрузиться в этот мир, потому что на поверхность нас возвращают несколько неловкие сцены с Айбеком и Ластой, которые пытаются выяснять отношения.
Мы видим в них обиду и нерешительность поговорить друг с другом, страх открыться и рассказать об искренних чувствах. Это то настоящее, что есть в фильме. В то же время мне было сложно им сопереживать из-за общего комичного тона, порой выкрученного на максимум, из-за безосновательного равнодушия к собственным детям. С самого начала мы видим Ласту как карикатурно пилящую жену, изменившую мужу и не знающую, чего хочет. На другой стороне — почти лишенный воли к чему-либо Айбек. Кажется, что самым симпатичным взрослым персонажем стал в итоге дальнобойщик дядя Витя, стилизованный под Джонни Деппа десятых годов. Не без помощи таинственной китаянки он находит заблудившихся детей и возвращает их домой.
Единственный раз, когда веришь этой семье, — это когда в финальной сцене они собирают разбросанные мешки с пластиком. Возможно, потому, что взрослые наконец-то выбрали быть семьей.
Фильм «Горный лук», как и овощ лук, оказался многослойным. Если под первым слоем мы видим наивный фильм, равняющийся на «Кролика Джоджо», то под следующим оказывается семейно-бытовая драма о двух миллениалах. Может быть, еще два-три слоя, и вы обнаружите то, что осталось мною незамеченным?