Какую эволюцию прошла легендарная молодежная субкультура?

«Панки, хой!» От маргиналов к мейнстриму и далее

Панки — это молодежная субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в Великобритании и США. Движение, отвергающее общепринятые ценности и поддерживающее анархию, бунтарство и этику DIY (англ. do it yourself — «сделай сам»).

В новом материале The Voice Media расскажет о том, как панк-культура зарождалась и развивалась в истории, каким образом она влияла и влияет на общество и какие проявления этой субкультуры можно увидеть в Казахстане.

7 апреля 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
ПАНКИ В ИСТОРИИ

Зарождение панка можно проследить в гаражном роке 1960-х годов, основоположниками которого были музыканты с небольшим или даже нулевым музыкальным образованием и безразличием к установленным музыкальным правилам. Такие группы гаражного рока, как The Sonics, The Seeds, The Standells и The Kingsmen, играли простые и энергичные песни, которые повлияли на более поздние панк-группы.

Другим отправным пунктом панка был прото-панк — термин, используемый для описания групп, которые предвосхитили панк-рок, но не вписывались ни в один другой жанр. Прото-панк-группы MC5, The Stooges, The Velvet Underground и The New York Dolls, играли громкую, искаженную и бунтарскую музыку, которая бросала вызов социальным нормам и музыкальным канонам.

Сам же панк-рок возник в середине 1970-х годов как реакция на избыточные излишества, мелодичность, барочность и усложненность основной рок-музыки того времени, чем грешили прогрессивный рок, глэм-рок и арена-рок. Панк-группы отвергали эти стили и использовали более упрощенный инструментарий, более быстрый темп, более жесткие грани и более прямой подход.

Традиционно этапы развития панка отмеряют волнами. Первая волна началась в 1974–1975 годах в Нью-Йорке вместе с группами Ramones, Television, Patti Smith Group и Blondie. Они выступали в культовых заведениях CBGB и Max's Kansas City. Вскоре новый жанр перекинулся через океан. В Лондоне появились Sex Pistols, The Clash, The Damned и The Buzzcocks, у них был более конфронтационный и анархический стиль, который вызвал социальные волнения и привлек внимание СМИ.

К концу 1970-х годов панк начал распадаться на множество поджанров: хардкор-панк (Minor Threat), пост-панк (Joy Division), новая волна (Talking Heads), готик-рок (Bauhaus), ска-панк (The Specials) и поп-панк (The Undertones). Со временем уже сложно было догадаться, что эта музыка, совершенно не похожая на своего прародителя, могла возникнуть из андеграундной музыки.
Причем некоторые из этих поджанров, в свою очередь, повлияли на другие музыкальные направления или слились с ними. Например, альтернативный рок (R.E.M.), гранж (Nirvana), инди-рок (The Smiths) и металл (Metallica), чтобы понять масштабность панк-явления.
Панк-музыка дала голос тем, кто чувствует себя маргинализированным в современном обществом потребления, и предоставила им платформу для выражения своих взглядов.
ПАНКИ КАК ЕСТЬ

Панк характеризуется своим бунтарским духом и нонконформистским отношением. Это субкультура, которая воспевает индивидуализм и отвергает авторитеты. Мода панка так же является его отличительной чертой: кожаные куртки, рваные джинсы и шипованные аксессуары пришли к нам именно из панка. Это быстрая и энергичная музыка, часто с искаженными гитарами и антиправительственными текстами. А еще принцип DIY — основополагающая характеристика панк-движения: группы и фанаты создают не только собственную музыку, но и журналы, одежду, прически.

В какой-то момент, чтобы быть панком, не обязательно было играть музыку. Панки стали носить рваную, шипованную или украшенную девизами, символами и изображениями одежду, отражающую их антиэлитарные взгляды. Так была сформирована узнаваемая эстетика панка. С тех пор она развивалась и изменялась под влиянием других субкультур и модных тенденций, однако принцип «сделай сам» всегда оставался неотъемлемой составляющей: многие панки по-прежнему сами создают свою одежду и аксессуары.

Панк-эстетика не оставалась вещью в себе, она также оказала большое влияние на модную индустрию. Многие модельеры вдохновлялись панками, а особенности стиля в виде булавок, шипов и кожаных курток, стали культовыми элементами моды. Ну и все из вас знакомы с ирокезами — еще одним штрихом мощного влияния панка в современную культуру.

Вивьен Вествуд и Малькольм Макларен сформировали панк-моду и продиктовали эстетические каноны движения, которые мы знаем и сегодня. Они ввели узкие силуэты, булавки, белые футболки со свастикой как оскорбление правящего класса, бондаж, латекс, неумеренное использование тартана и, конечно, Sex Pistols. Вествуд помогла создать панк как стиль и движение. До панка она одевала моделей в романтические корсеты и вдохновлялась викторианской и регентской модой.

Движение панков отличалось своим прогрессивным отношением к наркотикам и алкоголю. Хотя некоторые панки злоупотребляли наркотиками. Многие все-таки отвергали их как форму бунта против мейнстрима. В то время, когда именитые рокеры спивались или умирали от передоза, трезвость была политическим заявлением и способом отвергнуть соблазны массовой культуры, выйти за рамки.

Панк-музыка оказала значительное влияние на поп-культуру и была использована в многочисленных фильмах, телевизионных шоу и видеоиграх. Многие режиссеры и телевизионные продюсеры использовали панк-музыку в своих постановках, чтобы создать ощущение бунтарства и несоответствия. Например, в фильме Дэнни Бойла «На игле» можно услышать песни Lust for Life Игги Попа и Perfect Day Лу Рида, которые подчеркивают жизнь наркоманов в Эдинбурге. Кроме того, этот жанр музыки использовали для привлечения внимания к социальным и политическим проблемам, как в сериале «Мистер Робот», где панк-музыка используется в качестве саундтрека к истории Эллиота Алдерсона, хакера, который вступает в конфликты с корпорацией E Corp.
Одна из последних нашумевших видеоигр «Cyberpunk 2077» включает в себя композиции «Never Fade Away» от SAMURAI и «Black Dog» от Refused, чтобы создать мир, где технологии и анархия сосуществуют.
ПАНКИ В ОБЩЕСТВЕ

Панк сыграл значительную роль в обществе, особенно в молодежной культуре. Панк-движение стояло у истоков других знаменитых субкультур, например готов и эмо, которые также отвергали основные ценности.

Политика. Многие панк-группы придерживались левых убеждений и выступали против расизма, гомофобии и сексизма. The Clash, например, были известны своей политической активностью и поддержкой социалистических идей (и это в самые суровые годы противостояния СССР и США — холодной войны!). Панк был еще одной громкой (в буквальном и переносном смысле) силой феминистского движения: The Slits и X-Ray Spex бросали вызов гендерным нормам и пропагандировали расширение прав и возможностей женщин.

Трудно переоценить авторитет панка в музыкальной индустрии и шоу-бизнесе. С расцветом панка был открыт путь для независимой музыкальной сцены (в том числе для так называемой инди-музыки): многие группы основывали свои собственные звукозаписывающие лейблы, сами записывали и распространяли свою музыку. Сейчас, в эпоху стриминговых сервисов, это кажется банальным, но тогда это была настоящая революция, сравнимая по масштабу, разве что с появлением mp3-формата.

Панк был одним из источников вдохновения для деятелей кино, литературы и искусство: молодые художники и писатели, которые в творчестве ценили индивидуальность и нонконформизм, черпали свои идеи из панка. Панк-эстетику можно увидеть в работах художника Жан-Мишеля Баскии, в фильмах Джима Джармуша.
ПАНКИ В КАЗАХСТАНЕ

Казахстанское искусство не могло обойти вниманием столь грандиозное явление. Панк-тематику и образы мы найдем у многих представителей современного арта. Панк-культура в Казахстане и Центральной Азии — все еще относительно новое явление, как и многое в молодых государствах, но у нее есть потенциал для развития и вдохновения в среде молодого поколения художников, стремящихся выразить свои нонконформистские взгляды. И здесь, пожалуй, все художники мира похожи друг на друга.

Панк-культура возникла в Казахстане в конце 1980-х — начале 1990-х годов, в период распада СССР. В то время панк-сцена в значительной степени находилась под влиянием западного движения, классических уже на тот момент групп Sex Pistols, The Clash и Dead Kennedys.

Одним из первых панк-коллективов была группа «Адаптация», которая образовалась в 1989 году в Алматы. Русскоязычная группа исполняла песни с социально-политическим содержанием. Группа известна по всему СНГ. В 2004 году они выпустили альбом Punk Rock du Kazakhstan, получивший широкую известность не только в Казахстане, но и за его пределами.

Другие известные казахстанские панки: «The Молоты», Cock-a-Pickle и Ephir. Этот жанр в Казахстане развивается при активном взаимодействии с группами из России и других стран Центральной Азии. Например, панк-рок сообщество PUNKmusic.KZ из Казахстана создало сборник казахстанской панк-рок музыки, в котором приняли участие 16 групп из разных городов Казахстана и культовая группа «Красная Плесень» из России.

Одним из примеров проявления панка в казахстанском искусстве можно назвать работы Кирилла Рождественского. Он мультидисциплинарный художник, который занимается графическим дизайном, цифровой и пленочной фотографией, mixed-media обработкой и иллюстрациями. Особенно влияние субкультуры прослеживается в афишах выступлений музыкальных групп SONIC DEATH, Super Besse, вечеринок в баре ATABAR и творческих вечеров в баре Dark Horse.

В 1990-е годы панк в Казахстане сталкивался с типичными трудностями, как и в других странах постсоветского пространства, когда шли бурные политические и общественные изменения. Представители панк-сообщества незаслуженно («по одежке встречают») ассоциировались у обывателей с маргинальными слоями общества и различными социальными отклонениями.

Несмотря на все сложности, панк-сцена в Казахстане не только выжила, но и продолжает развиваться. Сегодня в стране существует множество панк-групп, сцена отличается большим жанровым разнообразием: здесь и ска, и регги, и метал-группы. Панк-концерты и фестивали регулярно проводятся в таких крупных городах, как Алматы и Астана, привлекая как неофитов, так и «олдов».
ПАНКИ НАВСЕГДА

Панк — одно из немногих движений, которое выдержало испытание временем (кто из молодых сейчас вспомнит пару имен из нойза, например). Оно продолжает вдохновлять новые поколения музыкантов и художников, для которых индивидуальность и творчество важнее конформизма. Это не просто музыкальный стиль или мода, это образ жизни, призыв отвергнуть мейнстрим и принять нетрадиционное. Он напоминаем нам о том, что мы всегда должны отстаивать то, во что верим, даже если это означает идти против нормы. Пока есть молодые люди, которые чувствуют себя бесправными и разочарованными, панк будет востребован.