Гид по современной казахстанской поэзии

Познания в казахстанском стихосложении могут ограничиваться Абаем Кунанбаевым, Сакеном Сейфуллиным, Сабитом Мукановым, однако и среди современных поэтов найдется немало тех, кто способен завладеть читательским сердцем. Кроме того, поэзия наиболее точно способна отразить дух времени. Так же, как каждый народ заслуживает собственных правителей, так и каждая историческая эпоха имеет ту поэзию, которую ей по силам содержать.

Публикации современных казахстанских поэтов посвящены, с одной стороны, попытке обобщенного высказывания об окружающей действительности, с другой — рефлексии о том, как действительность меняется или не меняется. Рефлексия может стать главной темой не потому, что она определяет главные тенденции в современной поэзии, а потому, что она им противостоит, сохраняя возможность существования поэзии как таковой.

Редакция The Voice Media рассказывает, как современная поэзия остро реагирует на политическую и культурную повестку, прорабатывает травмы общества и документирует реальность.
Дизайн обложки ИИ Midjorney
Метажурнал
Современная казахстанская поэзия, может рассматриваться не только в собственном колорите, но и в едином поле современной литературы, интегрированной с международной поэзией. То есть поэтическое пространство и вкус характерны для казахстанской поэзии.

В 2019 году в Телеграме появился литературно-критический журнал, созданный поэтом и критиком Евгением Никитиным. В редакцию Метажурнала в разное время входило около двадцати критиков из разных поколений и кругов литературного общества. Регулярно каждый из редакторов на свое усмотрение выбирает, рецензирует и размещает в Метажурнале стихи, опубликованные в литературных журналах, блогах, соцсетях.

Соредактор Метажурнала Иван Полторацкий рассказывает, что Метажурнал появился сначала в качестве идеи в голове Евгения Никитина. Дальше на базе Телеграма собрался пул редакторов, и он был одним из первых.

«Почему бы не говорить публично, открыто и горизонтально о современной поэзии, ни от кого не завися? Редакция Метажурнала очень большая — на каждый день недели по одному — по два редактора. Все очень разные, и это хорошо. За несколько лет поменялись многие. Но каждый отвечает за свой сегмент. Зоя Фалькова и Павел Банников каждый понедельник пишут о казахстанской поэзии», — рассказывает Иван.

Из Метажурнала получилось комьюнити тех, кто, обладая талантом, при этом оказался за бортом так называемого официального литературного пространства. Совместное творческое исследование стало катализатором позитивных изменений на личностном уровне, в сообществе, и начало привлекать внимание к проблемам литературного сообщества на национальном, международном уровне, открывать новые углы зрения на проблемы, важные для современных поэтов.

«Мне очень нравится современная казахстанская поэзия. Ксения Рогожникова пишет очень тонкие и точные короткие вещи, огромные, как мир, гибкие и ясные. Ануар Дуйсенбинов занимается бесконечным рефлексивным эпосом современного степного рейва. Павел Банников фиксирует язык улиц и подворотен, находясь в Москве, но язык не обманешь. Ольга Передеро прекрасно пишет о живом и дивном эросе. Мне она кажется Уитменом, извините, в юбке. Юрий Серебрянский прорабатывает линию очень тонкого метафорического модерна. Айгерим Тажи покоряет вершины мировой поэзии. Студенты мои подрастают и перерастают себя. Анастасия Белоусова пишет в восхитительно ироничной манере об экзистенциальных вопросах феминизма. Зоя Фалькова далеко прошла по этому пути. Про каждого алматинского поэта и поэтессу надо отдельную книгу писать», — добавил Иван.
История казахской поэзии
Казахская поэзия ведет свой отчет с древних времен. Древние кочевники — предки современных казахов — повествовали в стихах всевозможные мифы и легенды о подвигах сказочных персонажей, о божествах и представителях злых сил.

Казахская поэзия непрерывно развивалась и принимала новые образы. В середине пятнадцатого столетия сформировался такой жанр, как толгау. Это был поэтичный вид размышлений и раздумий, в основе которых хранилась мудрая мысль или назидания.

Примечательно, что из-за мудрых произведений, которые несли в себе воспитательную и просветительскую роль, народные поэты имели важное значение на политической арене и могли формировать мнение народа. Через несколько веков, в восемнадцатого столетии поэзия обрела революционный вид, через время возникла новая традиция: организовывать айтысы. Этот вид искусства представлял собой песенно-поэтическую дуэль, которая проходила среди двух акынов (певцов). Это были очень образованные люди, разносторонние и осведомленные, которые в своем творчестве использовали темы проблемных вопросов народа: религии, общества, политического уклада.

В 40-е годы, во время тяжелого времени Великой Отечественной войны стихотворцы печатали патриотические поэмы и стихи о солдатах и героях фронта.
Прерванная связь
Несмотря на то, что по большей части в современном мире инноваций и новых технологий поэзия отошла в тень, есть люди, которые продолжают с трепетом относиться к этому виду искусства и искать вдохновение и переносить эмоции и мысли на бумагу.

Павел Банников — казахстанский поэт, редактор и издатель. В своей публикации рассказывает о том, что поэзия в принципе динамичнее и быстрее откликается на внешние изменения (как и быстрее фиксирует изменения внутренние).

Будущее казахстанской поэзии, расколотой в наши дни на десятки не сообщающихся мирков, во многом зависит от будущего нашего общества. Появятся ли у него общие цели? Будут ли единые смыслы, которые и выражает поэзия? Явление в будущем новых великих поэтов и поэтических произведений напрямую зависит от того, как время ответит на эти вопросы. Тем не менее важно в любом случае поддерживать поэтическую традицию, чтобы не прервать нить, которая ведет от Кунанбаева к Сейфуллину, от Сейфуллина к Муканову и так далее.

Автор Айжана Шайкенова