Согласно исследованию международной консалтинговой компании
PricewaterhouseCoopers (PwC), киберпреступность занимает первое место среди других видов мошенничества. Опрос 1296 бизнес-лидеров из 53 стран мира показал, что за последние два года жертвами преступлений стали 52% крупных компаний.
Что касается Казахстана, то,
по данным Finprom.kz, сумма ущерба, нанесенного аферистскими действиями за 2022 год, составила 95,8 млрд тенге — на 88,3 % больше, чем годом ранее. При этом 47,4 % от общего количества составили случаи именно интернет-мошенничества.
Эксперт по кибербезопасности, IT и коммуникациям Евгений Питолин связывает рост киберпреступности с непрерывным развитием новых технологий. Среди предпосылок для мошенничества он выделяет небывалый рост цифровизации государственных услуг и финансовых сервисов, за которым не поспевает уровень киберграмотности населения.
По мнению Евгения, банки и банковские приложения на сегодняшний день — один из самых подготовленных сегментов, с точки зрения противодействия угрозам. Однако даже самый защищенный банк не сможет на 100 % защитить пользователя, разгласившего свои учетные данные незнакомцу.
Говоря о самых распространенных и излюбленных платформах, нельзя не упомянуть классику жанра — ОLX. Это не только один из крупнейших сервисов объявлений в Казахстане, но и известная платформа, где с легкостью можно встретить аферистов. На официальном сайте сервиса размещена информация о тактиках, к которым могут прибегнуть мошенники, но даже это не помогает.
Виктория (имя изменено по просьбе героини) рассказывает о своем опыте встречи с мошенником:
— Я решила продать свои новый парфюм: аромат мне не подошел. С этой целью впервые выложила объявление на OLX. Меня удивило, что покупательница нашлась довольно быстро, не прошло и двух дней. Без каких-либо вопросов и торгов она была настроена купить духи. Сейчас я понимаю, что с самого начала вся ситуация была подозрительной, однако я упустила из виду красные флажки.
Покупательница (а может и покупатель) была из другого города, поэтому предложила найти персонального курьера через «Казпочту».
— Моей первой мыслью было: вау, как круто, что у «Казпочты» появилась новая услуга. Это очень удивило, но нисколько не насторожило.
Когда наша героиня предложила покупательнице традиционный и привычный для многих метод оплаты посредством перевода на карту, покупательница отказалась, ссылаясь на то, что уже внесла деньги на счет «Казпочты». А дальше привычный сценарий фишеров: перейдите по ссылке, чтобы получить деньги. Пройдя по ссылке, Виктория заполнила анкету и указала данные карты, в том числе CVV. Она признается, что не знала о том, что трехзначный код относится к конфиденциальной информации. От аферистки ее спасло то, что все сбережения хранились на депозите.
— Даже после того, как я ввела данные своей карты, не понимала, что повелась на уловку. На помощь пришла сестренка, которая слышала о подобных аферах. Вот только информировала она меня поздно, ведь я уже успела указать и ее карту на фальшивом сайте, — с неловким смехом добавляет Виктория.
К счастью, обошлось без потери денежных средств. Девушки сразу же заблокировали свои кредитные карты, вот только звонки от мошенников продолжались еще несколько дней и доставляли неудобства.
Евгений Питолин уверен, что каждый человек оставляет о себе много личной информации добровольно. Например, когда регистрируется на сомнительном сайте или использует слишком очевидные и легкие пароли. Аферисты не упустят возможности воспользоваться всем этим. В ход идут социальная инженерия, фишинговые сайты — поддельные страницы, цель которых — получить персональные данные, спам-рассылка. Методов, которые используют мошенники в своих корыстных целях, бесчисленное множество.Среди самых распространенных видов мошенничества эксперт выделяет:
- мошенничество, связанное с онлайн-банкингом;
- предложения быстро и легко заработать;
- фальшивые кредиты и выигрыши;
- обманные предложения в интернете с просьбой перевести деньги в помощь кому-то;
- аферы с продажей автомобилей или квартир;
- мошенничество на сайтах купли-продажи с доставкой и предоплатой.