С какими проблемами сталкивается профориентационная деятельность в Казахстане?

«Не бойтесь пробовать новое». Как подростку выбрать профессию

В условиях активно изменяющегося современного мира так же быстро меняется рынок труда. Одни профессии возникают и становятся популярными, другие специальности оказываются менее востребованными и уходят в прошлое. Наверняка и вы задавались вопросом: Кем стать? Какую работу выбрать? Какую профессию, традиционную или новую, лучше освоить? С поиском ответа на этот вопрос помогает профориентация.

24 марта 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
Что такое профориентация?
Профориентацией называют набор практик, которые помогают человеку определиться с выбором профессиональной деятельности, учат правильно применять свои таланты и способности. Профориентация позволяет человеку построить карьеру именно в той области, где он лучше всего реализует свои умения и навыки.

К сожалению, сегодня уровень профориентации в нашей стране нельзя назвать высоким, хотя она играет большую роль в развитии экономики. Ведь чем больше людей находят свое призвание, тем более эффективно они работают, принося пользу обществу.
В каком возрасте следует определиться с профессией
Профориентация в школе зачастую становится первым опытом профессионального самоопределения. Подросток пытается понять, какое направление деятельности в будущем обеспечит ему и стабильный заработок, и удовлетворение. Однако задумываться об этом можно на совершенно разных этапах жизни. Методы и цели профориентации отличаются в зависимости от возраста человека.

После окончания школы выпускники долго думают над будущей профессией. Однако этот выбор часто напоминает гадание на кофейной гуще. Потому что предугадать, какая специальность останется востребованной при окончании вуза, бывает не так просто.

Само собой, 16–18-летнему абитуриенту сложно оценить ситуацию на рынке труда достаточно трезво и сделать правильный выбор. Из-за этого часто взять ситуацию в свои руки стремятся родители, делая выбор за своего ребенка. К тому же, выбор специальности может зависеть от социальных трендов, таких как наличие грантов, престижность вуза и проходной балл на ЕНТ.
Статистика Министерства науки и высшего образования
— 87 % школьников делают выбор профессии под влиянием родителей и школьных учителей;
— 75 % родителей признаются, что не имеют представления о том, какую профессию хотели бы выбрать их дети;
— 90 % школьников и их родителей не имеют представления о наиболее востребованных профессиях на рынке. Почти все респонденты никогда целенаправленно не искали информацию по профориентации. Кроме того, сказывается отсутствие информации или неэффективность существующих методик и инструментов по профориентации.
Методы профориентации в Казахстане и за рубежом
Необходимость и важность профориентационной работы на сегодняшний день признается в большинстве стран мира. При этом используемые подходы и инструменты во многом зависят от имеющихся возможностей и ресурсов государств. Так, если развитые страны могут позволить себе проводить профориентационную политику, основываясь, прежде всего, на интересах человека, то в развивающихся странах профориентация связана больше с потребностями рынка труда.

В школах США, например, на каждого ученика консультантом по профориентации заводится портфолио, в котором фиксируются успеваемость, социальное положение, интересы, физические данные, состояние здоровья, внешкольные занятия и увлечения, получаемый опыт работы по профессиям.

В Великобритании в учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, сфокусированные на личности ученика, которые проходят в форме индивидуальных и групповых бесед. В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, так называемый gap year, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж.

Но наиболее эффективный метод профориентации разработали в Гарвардской школе бизнеса — кейс-метод. Это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, который позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Помимо профориентации, кейсы также полезны для развития не только предметных, но и дополнительных навыков — soft skills («софт-скиллы»). Среди них: концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, экологическое мышление, кросс-культурность, способность к обучению и самообучению. В Казахстане данный метод прижился относительно недавно в некоторых высших учебных заведениях.

Сегодня используемые в образовательных учреждениях методы, такие как профориентационные тесты, классные часы, давно потеряли свою эффективность. Вследствие чего наблюдаются проблемы с профориентацией молодого поколения:
— в школах и вузах нет единого подхода к профессиональной ориентации обучающихся;
— профориентационная работа среди школьников проводится в основном в форме рекламы, когда вузы и колледжи организуют выезды в школы;
— по результатам исследования, не более 15 % старшеклассников и выпускников школ сумели определиться с выбором будущей профессии;
— в Казахстане 60 % выпускников вузов работают не по специальности.

На данный момент на государственном уровне реализуется проект «Мамандығым — Болашағым», в рамках которого разработан «Атлас новых профессий», где учтены запросы рынка труда каждой области. Планируется, что проект будет реализован во всех областях страны и позволит модернизировать систему подготовки кадров с учетом реальных запросов рынка труда. Также в школах постепенно внедряются такие штатные единицы, как профориентатор. По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, эта практика будет внедрена в каждую школу.
Zhetysu Education
Помимо государственных программ, создаются интересные частные проекты, направленные на профессиональную ориентацию молодежи.

Алия Кадырова — преподавательница инновационной школы и основательница образовательного проекта Zhetysu Education — вспоминает, что в выпускном классе она больше думала о том, где хочет учиться, нежели кем хочет стать:
— В выпускном классе я подумала: мне всегда нравились история и география. Пожалуй, пойду учиться на политолога, буду четыре года изучать страны и отношения, классно проведу время. Так и случилось. А потом я вышла на рынок труда и встал вопрос: что же делать дальше?

В этот момент она вспомнила, что ей всегда доставлял удовольствие процесс письма. Так, некоторое время она проработала журналистом. После решила попробовать себя на госслужбе при Фонде Первого президента. По словам Алии, период с 22 до 26 лет стал мучительным временем самоопределения. Сегодня же она нашла свое призвание в сфере образования.

Проект Алии Zhetysu Education посвящен профориентации, в котором она объединила все приобретенные за время работы навыки в разных сферах. Идея Zhetysu заключается в создании для детей коротких образовательных программ, где они могут почувствовать себя профессионалами в разных областях. Например, каково быть юристом и защищать свою точку зрения в суде или каково быть следователем и раскрывать преступления.

— Наша цель состоит в том, чтобы каждый ребенок увидел, что его индивидуальные способности востребованы в мире. Так, любовь к рисованию можно воплотить в успешные 3D-art-работы, а умение убеждать — в карьеру предпринимателя. Помимо преподавателей, в программе принимают непосредственное участие представители той или иной профессии.

В своей работе Алия и ее коллеги используют проектно-ориентированную методику (project-based learning). Если раньше в педагогике считалось, что учить необходимо от простого к сложному, то pbl-метод подразумевает обратное. Этот учебный подход использует реальные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться.

Проект Zhetysu изначально включал только образовательные программы для детей, но теперь начинает сотрудничать и с высшими учебными заведениями. Этим летом планируется создание образовательной программы для абитуриентов в партнерстве с университетом KIMEP.

На наш вопрос, чем руководствуются современные подростки при выборе профессии, Алия отвечает:
— По своим ученикам, я могу судить, что ценности молодого поколения изменились. В мои школьные годы на выбор профессии еще оказывали влияние родительское мнение, советское мышление и плановая экономика. Сегодня все-таки мы живем во время, где главенствует капитализм. Дети и их родители думают о финансах и доходах больше, чем мы в подростковом возрасте. Кажется, это и есть основной современный тренд.

Напоследок, наша героиня поделилась тремя советами для тех, кто находится в поиске себя:
— Первое — необходимо бороться с синдромом самозванца. Если вы пока не профессионал в какой-либо сфере — это нормально. Не ругайте себя и дайте время. Во-вторых, не бойтесь пробовать новое. Вокруг полно возможностей, которые могут выявить у вас новые навыки и таланты. И третий совет — помните, что в случае чего, всегда можно работать с детьми. Как говорится, если не получается делать — учи других (смеется).