Необходимость и важность профориентационной работы на сегодняшний день признается в большинстве стран мира. При этом используемые подходы и инструменты во многом зависят от имеющихся возможностей и ресурсов государств.
Так, если развитые страны могут позволить себе проводить профориентационную политику, основываясь, прежде всего, на интересах человека, то в развивающихся странах профориентация связана больше с потребностями рынка труда.
В школах США, например, на каждого ученика консультантом по профориентации заводится портфолио, в котором фиксируются успеваемость, социальное положение, интересы, физические данные, состояние здоровья, внешкольные занятия и увлечения, получаемый опыт работы по профессиям.
В Великобритании в учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, сфокусированные на личности ученика, которые проходят в форме индивидуальных и групповых бесед. В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, так называемый
gap year, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж.
Но наиболее эффективный метод профориентации разработали в Гарвардской школе бизнеса — кейс-метод. Это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, который позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Помимо профориентации, кейсы также полезны для развития не только предметных, но и дополнительных навыков — soft skills («софт-скиллы»). Среди них: концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, экологическое мышление, кросс-культурность, способность к обучению и самообучению. В Казахстане данный метод прижился относительно недавно в некоторых высших учебных заведениях.
Сегодня используемые в образовательных учреждениях методы, такие как профориентационные тесты, классные часы, давно потеряли свою эффективность. Вследствие чего наблюдаются
проблемы с профориентацией молодого поколения:
— в школах и вузах нет единого подхода к профессиональной ориентации обучающихся;
— профориентационная работа среди школьников проводится в основном в форме рекламы, когда вузы и колледжи организуют выезды в школы;
— по результатам исследования, не более 15 % старшеклассников и выпускников школ сумели определиться с выбором будущей профессии;
— в Казахстане 60 % выпускников вузов работают не по специальности.
На данный момент на государственном уровне реализуется
проект «Мамандығым — Болашағым», в рамках которого разработан
«Атлас новых профессий», где учтены запросы рынка труда каждой области. Планируется, что проект будет реализован во всех областях страны и позволит модернизировать систему подготовки кадров с учетом реальных запросов рынка труда. Также в школах постепенно внедряются такие штатные единицы, как профориентатор.
По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, эта практика будет внедрена в каждую школу.