Узнаем, как между собой связаны менестрели, водевили и КВН.

Расслабься и смейся: история юмора на фоне кирпичной стены

Стендап-комедия — это популярная форма развлечения, существующая уже несколько веков. Это представление, в котором мастерство и остроумие комика полагаются на то, чтобы привлечь и развлечь живую аудиторию. История стендапа — это увлекательный рассказ, который охватывает множество культур и временных периодов и характеризуется постоянной эволюцией как формы, так и содержания.

6 апреля 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
Истоки стендап-комедии
Истоки стендапа восходят к средневековью, где шуты и менестрели развлекали королевских особ своими выходками и юмором. Эти ранние исполнители часто использовали юмор для критики высших сословий и для того, чтобы дать выход эмоциям простых людей.

В средневековой Европе придворные шуты были обычным явлением при королевских дворах, где они совершали акробатические трюки и рассказывали шутки, чтобы развлечь дворян. Эти первые комедианты часто были единственными, кто мог говорить правду власти, используя свой юмор, чтобы высмеять господ и привнести чувство легкомыслия в деспотичный и жестокий мир Темных веков.

Со временем стендап-комедия продолжала развиваться, адаптируясь к новым культурным и технологическим изменениям. В США в конце XIX — начале XX века распространение водевиля (жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера) дало артистам новую платформу для демонстрации своих талантов. Водевильные шоу представляли собой смесь музыки, комедии и эстрадных номеров и давали возможность комикам развивать свои навыки и завоевывать аудиторию.
Возникновение радио и телевидения
В начале XX века развитие радио и телевидения позволило комикам стать более узнаваемыми. Такие исполнители, как Фред Аллен и Джек Бенни, создали разговорный стиль комедии, в котором для привлечения слушателей использовались остроумие. Они часто писали свои программы так, чтобы высмеять современную культуру и политику, обеспечивая слушателям чувство эскапизма.

С распространением телевидения в 1950-х и 1960-х годах характер стендапа начал меняться. Такие комики, как Сид Цезарь, Милтон Берл и Боб Хоуп, стали известными, выступая в телевизионных эстрадных шоу и развлекая миллионы зрителей каждую неделю. Развитие кабельного телевидения также привело к появлению новых комедийных форматов, таких как ситкомы и скетчи, которые оказали влияние на следующее поколение комиков.
Рождение кружка стендап-комедии
В те же годы в мире стендап-комедии появилось новое явление: комедийные клубы. Они предоставляли комикам специальное помещение для выступлений и предлагали зрителям более интимную обстановку, чтобы насладиться живой комедией. Первый комедийный клуб Improv был основан в Нью-Йорке в 1963 году Баддом Фридманом и быстро стал популярным местом для начинающих комиков.

1970-е были временем больших перемен и экспериментов в стендапе, когда такие комики, как Ричард Прайор и Джордж Карлин, раздвигали границы допустимого в плане тематики и языка. В эту эпоху также стали появляться комедийные альбомы (аудиозаписи живых выступлений комиков), которые позволили комикам отточить материал, проверить его на актуальность, охватить более широкую аудиторию и завести своих поклонников за пределами традиционных концертных площадок. Уже в наше время культура комедийных клубов подвергалась критике за отчужденность и враждебность по отношению к женщинам и цветным людям. Возникло движение за создание более инклюзивных мест для комедии, а такие организации, как Women in Comedy и Comedy Queers, работают над обеспечением разнообразия и равенства в индустрии.

Восьмидесятые ознаменовались появлением новой волны стендап-комиков, включая Эдди Мерфи, Джерри Сайнфелда и Розанну Барр. Комедийные клубы и фестивали набирали все больший оборот. Новые пространства стали питательной средой для новых талантов, а такие фестивали, как монреальский Just for Laughs, предоставили комикам платформу для демонстрации своих навыков перед профессионалами индустрии.
Альтернативная комедия и 1990-е годы
В 90-е появилось новое направление стендапа — альтернативная комедия. Альтернативные комики Стивен Райт, Эллен ДеДженерес и Джанин Гарофало приняли более личный, нестандартный стиль комедии, который бросил вызов ожиданиям зрителей и расширил возможности этого вида искусства. Эти комики отказались от постановок и кульминационных моментов традиционной стендап-комедии, сосредоточившись на личных историях и социальных комментариях.

Расцвет альтернативной комедии совпал с растущим осознанием социальных проблем и желанием иметь более разнообразные голоса в комедии. Такие комики, как Маргарет Чо и Ванда Сайкс, в своих выступлениях поднимали темы расизма, гомофобии и сексизма, прокладывая дорогу новому поколению комиков, у которых эти вопросы становились центральными в творчестве.
Интернет и будущее стендап-комедии
В последние годы интернет и социальные сети играют все более важную роль в мире комедии. Благодаря YouTube и Twitter комедианты теперь могут охватить пользователей со всего мира, а также использовать социальные сети для создания и расширения своей аудитории. В TikTok комики пользуются особой популярностью, независимо от языка и национальности пользователей. Часто в ленте рекомендаций попадаются выступления резидентов Stand Up Astana Айны Мусиной и Мадины Байболовой, также появляются шоу Мэтта Райфа.

Видеостриминговые сервисы, такие как Netflix и Amazon Prime, также изменили способ подачи стендап-комедии зрителям. Эти платформы дали комикам новый уровень творческой свободы и предоставили им возможность охватить еще более широкую аудиторию, чем когда-либо прежде.

Несмотря на эти изменения, стендап остается ярким и жизненно важным видом искусства, который продолжает развиваться и адаптироваться к новым вызовам и возможностям. От своих корней в глубине веков до своей нынешней формы как глобального явления, стендап всегда был отражением окружающего нас мира, предоставляя пространство для смеха, размышлений и социальных комментариев.

В разных частях света стендап-комедия развивалась по-разному. Например, в Великобритании стендап-комедия исторически была более политически острой и социально активной, чем в США. Такие комики, как Эдди Иззард и Рассел Брэнд, затрагивали вопросы классового неравенства, пола и британской политики. В Японии стендап-комедия развилась в форму шутливого юмора, известного как «мандзай», в котором два комика перебрасываются шутками, часто используя игру слов и каламбуры. В XXI веке этот традиционный жанр комедии все еще достаточно популярен.

Еще одна легенда комедийного жанра — «Монти Пайтон». Это  британская комедийная труппа, действовавшая с 1969 по 1983 год. Группа состояла из шести человек: Грэм Чепмен, Джон Клиз, Терри Гиллиам (да, тот самый культовый режиссер), Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пэйлин. Их творчество характеризовалось сюрреалистическим юмором, абсурдистскими рассказами и дерзкими комментариями по широкому кругу социальных и культурных вопросов. Труппа оказала значительное влияние на комедию и культуру, многие из их фирменных фраз и скетчей стали частью культурного лексикона. Их творчество называют новаторским и влиятельным, проложившим путь новому поколению комиков и артистов.

Необходимо также обратить внимание на такое явление поп-культуры, как американские вечерние шоу, многие из которых стали классикой ТВ-шоу. Например, Saturday Night Live (SNL) находится в эфире с 1975 года и известно своими скетчами и музыкальными выступлениями с участием знаменитостей. За годы своего существования SNL дала старт карьере многих известных комиков, включая Эдди Мерфи, Тину Фей и Уилла Феррелла.

Премьера The Daily Show состоялась в 1996 году как сатирическая новостная программа. Ведущий Джон Стюарт на протяжении многих лет вел шоу, и оно стало известным благодаря своим юмористическим комментариям к текущим событиям и политическому положению. С 2015 года The Daily Show вел Тревор Ноа, однако в 2023 году телеканал Comedy Central принял решение еженедельно приглашать звезд в качестве ведущих.
Женщины в стендапе
История женщин в стендап-комедии восходит к раннему периоду существования этого вида искусства, но только 70 лет назад женщины начали пробивать себе дорогу в мир комедийных клубов и телевидения, где доминировали мужчины.

Женщиной-первопроходцем в комедии нового времени была Момс Мейбли. Родившаяся в 1894 году, Мейбли начала свою карьеру в качестве исполнительницы водевилей в 1920-х — 1930-х годах и стала одной из самых популярных комедианток своего времени. Известная своим юмором и фирменной беззубой ухмылкой Мейбли разрушала расовые и гендерные барьеры в мире комедии, где в основном преобладали мужчины.

Одной из первых женщин, добившейся общенационального признания как стендап-комикесса, была Филлис Диллер. Она начала свою карьеру в конце 50-х, выступая в ночных клубах и на телевизионных эстрадных шоу. Известная своим самокритичным юмором и дикими прическами, Диллер стала известной, выступая на таких шоу, как «Шоу Эда Салливана» и «Вечернее шоу Джонни Карсона». Успех Диллер проложил путь для других женщин в комедии, и она остается важной фигурой в истории стендапа.

Среди других известных женщин в истории стендапа — Джоан Риверс, начавшая свою карьеру в пятидесятых и ставшая ведущей на телевидении и живых выступлениях. Эллен ДеДженерес стала одной из самых популярных комедианток 90-х и 2000-х, а потом добилась еще большего успеха в качестве телеведущей шоу и продюсера.

Несмотря на свои многочисленные достижения, женщины в стендап-комедии на протяжении всей истории сталкивались с многочисленными проблемами и барьерами. Многим из них приходилось преодолевать культуру сексизма и женоненавистничества, подвергаться воздействию стереотипов и двойных стандартов. Тем не менее женщины продолжают вносить важный вклад в развитие этого вида искусства, а их голоса и взгляды помогают формировать ландшафт комедии для новых поколений.

Юмор в Казахстане
Юмор в Казахстане имеет давнюю историю, которая началась задолго до образования современного государства. Народные сказки, анекдоты, истории и песни всегда были популярны в казахской культуре, и многие из них были наполнены юмором.

«Тамаша» — казахстанское телевизионное юмористическое шоу, которое выходило в прямом эфире с 1978 по 2008 год. Под режиссурой Лукпана Есенова программа завоевала сердца зрителей, ведь артисты выступавшие в жанре пародийной сатирической миниатюры деликатно высмеивали особенности казахстанского менталитета. Что самое интересное, «Тамаша» — одна из немногих программ на нашем телевидении, которая не переводилась на русский язык. Все это из-за особенностей литературного казахского языка, в котором присутствует огромное количество идиом и речевых оборотов, не имеющих аналогов ни в одном другом языке.

Еще одним примером развития казахстанского юмора является коллектив «Алдараспан». Прошло больше десяти лет с момента создания ансамбля под руководством Нуржана Толендиева. Сейчас девять артистов, когда-то выступавших в КВН, гастролируют по всей стране и собирают полные залы поклонников. Также коллектив активно ведет YouTube-канал и выкладывает анонсы концертов и свои полные выступления.

Одним из самых известных казахстанских юмористов и телеведущих является Нурлан Коянбаев. В свои студенческие годы он активно участвовал в КВН, был капитаном команды «Высшей лиги КВН» «Астана.kz» (позднее — «Каzахи»). Благодаря своему таланту он был признан лучшим кавээнщиком Казахстана в 2003 году и России в 2006-м. Был автором и продюсером таких шоу, как «Қыздар-ай», «Қазақша концерт», «Әңгіме болсын», скетч-шоу «Әзіл студио», «Ризамын».

Другим старожилом казахстанского юмора можно назвать Турсынбека Кабатова, который привлек внимание представителей КВН в Казахстане в 2001 году. Несмотря на то, что он изначально отказался играть из-за своего плохого знания русского языка, организаторы убедили его присоединиться к команде, сказав, что его акцент станет уникальной фишкой. В 2010 году Турсынбек был признан лучшим игроком сезона в КВН, став тем самым легендой как для движения, так и для родной сборной.

Гульнара Сильбаева начала играть в КВН еще в школе и продолжила свою карьеру в университетской команде. Она присоединилась к команде «Каzахи», созданной Нурланом Коянбаевым в 2010 году, где стала единственной девушкой среди коллег-комиков. В финале КВН 2010 года команда получила максимальные баллы за свое выступление, но, несмотря на это, победу одержала другая команда. Позже в 2017 году Сильбаева присоединилась к «Спарте», которая в последующем стала чемпионом Высшей лиги КВН.

В последнее десятилетие стендап приобрел большую популярность в Казахстане, особенно среди молодого поколения. Как и во многих других странах, рост социальных сетей сыграл значительную роль в развитии этого жанра, комики используют такие платформы, как YouTube и Instagram, чтобы привлечь более широкую аудиторию.

Зарина Байболова. Ранее она занималась пулевой стрельбой и имела звание кандидата в мастера спорта, но решила попробовать в стендап, который стал ее стихией. Она начала выступать на мероприятиях в родном Павлодаре, а затем переехала в Астану, где ей открылись новые возможности. Казахстанская комикесса также участвовала в юмористическом проекте «Открытый микрофон» на ТНТ, где участники выступают перед живой аудиторией. Сейчас Зарина является резидентом Stand Up Astana — стендап сообщества в Астане.

Айна Мусина. Она когда-то работала бухгалтером, но позже осознала, что это не ее мечта. В конце 2018 года она посетила выступление Нурлана Сабурова, что привело ее саму к открытому микрофону в Астане. Через год еженедельных выступлений Айна увидела прогресс и осталась в юморе. Сейчас она является одной из лучших стендап-комикесс в Казахстане и также как и Зарина является резидентом Stand Up Astana.

Культура стендап-клубов как постоянных площадок для выступлений, все еще набирает свои обороты. Не так много мест, куда можно прийти и точно попасть на шоу какого-нибудь локального комика. Больше всего в Казахстане развиты клубы (сообщества) стендаперов, которые вывешивают афиши своих выступлений на разных информационных площадках. На концертах зачастую выступают от четырех до пяти комиков, каждый с уже готовым материалом.
Вот лишь некоторые известные проекты: Stand Up Astana, SUN Project, Stand Up Almaty, Otval Concert и AITPA.