Основатель и CEO эспрессо-баров «BlackБери» Роман Махначев о социальной нагрузке на бизнес в Петропавловске, Кокшетау и Астане

Кофе стал элементом жизни многих казахстанцев, и его популярность давно вышла за пределы Алматы и Астаны. В разных городах и регионах Казахстана этот напиток завоевал особую любовь, он стал символом не только гастрономических предпочтений, но и элементом социальной культуры. Развитие локальных заведений стало заметным даже в небольших по численности населенных пунктах. Если раньше кофейные напитки были доступны только в больших городах, то сегодня регионы активно развивают эту культуру. Кофейни стали частью городской жизни, даже в небольших городах есть места, где готовят хорошее эспрессо или латте.

Сеть эспрессо-баров «BlackБери» функционирует в трех городах Казахстана: Петропавловске, Кокшетау и Астане. Основатель и CEO Роман Махначев живет и работает в Петропавловске, здесь же в 2016 году открыл первый эспрессо-бар. The Voice Media совместно с NEANGIMEDIA публикует комментарии Романа о важности социальной нагрузки на бизнес и его размышления о командной работе.

«Я искренне считаю, что Петропавловск — прекрасный город, чтобы заниматься любой деятельностью. Здесь можно найти себя и развиваться в своем направлении. Тут мы основали „BlackБери“ и отсюда начали его масштабировать в Кокшетау и Астану. Я уверен, список городов будет увеличиваться».

Для многих в Петропавловске «BlackБери» стал своеобразным местом с концентрацией на внимание к деталям. Петропавловск известен северным климатом, где преимущественно морозы и горячий кофе ассоциируется с теплом, комфортом и попыткой игнорировать суровую погоду. А интерьер баров, наполненный мягким светом и стильным дизайном, создает ощущение того самого образа жизни, которого не хватает в повседневности.

В Петропавловске 11 филиалов. Здесь предлагают возможность поработать, встретиться с друзьями или просто провести время наедине с собой. Все это создает своего рода культурное пространство, что особенно важно в условиях ограниченных возможностей для досуга в малых городах.

«„BlackБери“ — это бизнес. В рамках этого бизнеса наша команда может быть социально ответственной. Игнорировать происходящие события в городе, я думаю, неэтично. Наш слоган MAKE PETROPAVL GREAT — это значит, что каждый может сделать разные шаги для того, чтобы делать Петропавловск великим. Мы взяли на себя небольшую миссию напоминать об этом людям».

Роман рассказывает, как во время паводков ему было важно, чтобы работа не останавливалась. Тогда в эспрессо-бары приходили разные волонтерские инициативы и выстраивали инфраструктуру. Параллельно оказывалась адресная помощь пострадавшим.

Этим летом команда анонсировала благотворительную историю с приютом для животных «Белый Бим» в Петропавловске, где сотрудники самостоятельно изготовили глиняные миски. Собранные средства с продаж мисок были направлены в приют. Для жителей столицы проходила совместная акция «Сдай кровь — спаси жизнь», где после сдачи доноры получали купон на кофейный напиток. Акмолинский филиал Союза родителей особенных детей провел акцию в Кокшетау, направленную на повышение осведомленности общества о детях с особенностями развития и их семьях.

В канун Нового года у «BlackБери» есть традиция «(Не)тайный Санта», где в Петропавловске и Кокшетау гости с командой дарят друг другу подарки. Еще этим летом «BlackБери» провели сезон пробежек в трех городах Казахстана.
«Мы делаем все по наитию. У нас нет отдела, который собирает информацию, и после мы принимаем решение. „BlackБери“ — это организм, который работает совершенно по-другому. Есть классная идея, значит, воплощаем ее в жизнь. Не думаем, как это будет выглядеть с точки зрения маркетинга, что о нас подумают, не смотрим на цифры. У нас есть свой культурный код, мы придерживаемся общих ценностей. Кстати, поэтому мы не развиваем франшизу: очень сложно чужим людям рассказывать о ценностях, которые важны для нас».

В интерьере «BlackБери» присутствуют элементы локальных художников. Чаще всего это не просто изображения, а пасхалки современного стиля жизни в городе. Дизайн отражает изменения в социальной и культурной жизни местного населения. Это становится частью нового способа общения, символом объединения и модернизации повседневности, а также источником уюта в условиях ограниченных возможностей и досуга. Кроме дизайна пространства, важный элемент и сам кофе — он представляет собой нечто большее, чем просто способ получить заряд бодрости.

Исторически казахстанцы больше предпочитают пить чай, но нынешнее поколение постепенно переходит на кофе: активно пьет его по утрам, выбирая кофе высших сортов. Многие любят наслаждаться процессом заваривания напитка. Сегодня потребителя не удивить ассортиментом сиропов или дизайном, люди смотрят на альтернативные способы заварки, на уникальность места и предложение. «BlackБери», как и другие заведения, объединяющие в себе элементы частной и публичной сфер жизни, позволяет делать столь необходимые паузы. В океане безличия и анонимности, присущих современным городам, «BlackБери» становится островком живого общения, где можно встретиться с другими людьми, перестать следить за временем и говорить свободнее.

«Было время, когда бизнесмены считали себя „боссами“ или „хозяевами“. Сотрудники якобы были им должны и чем-то обязаны за заработную плату и рабочие условия. Сегодня между командой и руководством выстраиваются экологичные отношения. Я не позиционирую себя „начальником“ и не говорю о том, что „знаю больше других“. Понимаю: в команде нужны люди, которые делают работу лучше, чем я. Например, я не смогу сварить кофе лучше, чем наш бариста. Это нормально, не обесценивая свою работу, понимаю, что без команды я не смогу ничего сделать. Они уникальны. С первых дней к нам приходят классные и интересные ребята, которые развиваются в разных сферах. У нас практически не было уволенных сотрудников, все уходили по личным причинам, например переезжали в другие города».

Кто-то из гостей приходит в эспрессо-бар за постоянным движением и атмосферой бесконечного потока. Кому-то, наоборот, нравится здесь замедлиться, поработать или почитать книгу. Атмосферу создают люди и эмоции, которые они вызывают. Да, интерьер создает впечатление, но запоминается не он. Создавать атмосферу помогают сами гости и сотрудники. Например, Петропавловск — небольшой город, где все друг друга знают. Прийти в «BlackБери» можно не только по личным причинам, но и чтобы узнать, как дела у знакомых, которые непосредственно варят кофе. Средний возраст в команде — 21 год. Есть сотрудники, которые приходят на позицию бариста и со временем переходят на руководящие должности.

«Одно из моих важных качеств — понимание, куда и зачем я двигаюсь. Цель — это ориентир. Сам путь важнее. Главное, себя не обманывать. Не подстраиваться под кого-то и быть собой. Если получится добраться до цели и сохранить себя — это самый крутой результат для меня».

Кофе заинтересовал Романа в 2016 году. Тогда в Петропавловске было только одно место, где можно взять кофе навынос. Со временем Роман решил сосредоточиться на команде и сделать так, чтобы хорошие люди готовили хороший кофе в городе. Необходимо было соответствовать ожиданиям людей, делать все, чтобы они чувствовали себя на нужном месте, и обучать их.

Для современного казахстанского бизнеса характерен путь от столицы — и распространение бизнеса в другие регионы, однако Роман успешно идет против течения.