28 марта в «Доме 36» стартовал образовательный курс, посвященный истории театра Казахстана.

С чего начался казахский театр

30 марта 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
28 марта в социально-культурном пространстве «Дом 36» стартовал образовательный курс, посвященный истории театра Казахстана. Организатором мероприятия выступил театральный проект Adamdart. Авторка The Voice Media Елизавета Нигай посетила лекцию театроведа Сании Кабдиевой о становлении казахского театра.
Курс о театре состоит из пяти лекций, которые последовательно раскрывают, как и когда на территории Казахстана возник профессиональный театр. Лекции проходят по вторникам в 19:30. Лекторкой выступила Кабдиева Сания Дуйсенхановна — театровед, кандидат искусствоведения и профессор кафедры «История и теория театрального искусства» КазНАИ имени Т. Жургенова.

По ее словам, возникновение институционального театрального искусства для казахской культуры — это явление достаточно позднее, поэтому курс сосредоточен преимущественно на XX веке.

Первая лекция была посвящена истокам и формированию казахского профессионального театра, также Сания Дуйсехановна рассказала о явлениях, которые предшествовали возникновению казахского театра:

— Первое, что стоит отметить, это фольклор. В народном исполнительском искусстве были элементы, сюжеты, театральные образы, которые помогли создать основу для возникновения казахского театра. Самые знаменитые лиро-эпические и исторические поэмы стали базой для национальной драматургии. Например, «Еңлік — Кебек» Мухтара Ауэззова или «Қозы Көрпеш — Баян сұлу» Габита Мусрепова — все это основано на фольклорных сюжетах. Второе — это игровые элементы культуры и народа. Айтысы, поэтические импровизационные начала также способствовали развитию театрального искусства.

Как объяснила лекторка, в начале XX века в Казахстане стали появляться кружки самодеятельности. Причиной их появления служило то, что на северные территории современного Казахстана начали приезжать театры из России, куда входили не только русские, но и татарские театральные труппы. Глядя на эти спектакли, в Семее, Оренбурге, Петропавловске стали возникать уже свои кружки, в которых актеры-любители начали осваивать новый для них жанр, но главное — они знакомили зрителя с новым видом искусства. Группы самодеятельности состояли в большей степени из сельского населения. Так, почти все первые актеры были выходцами из аулов.

Важным событием в истории национального театрального искусства стало открытие в 1926 году в Кызылорде (в то время город был столицей КазАССР) Казахского театра драмы — первого профессионального театра, который в 1928 году переехал в Алма-Ату.

Первой постановкой театра стала трагедия «Еңлік — Кебек» Мухтара Ауэзова и «Алтын сақа» Кошке Кеменгерова. Над созданием первого репертуара также работали писатели Сакен Сейфуллин и Беимбет Майлин. В ранний период ставились спектакли, отражающие становление советской власти, а также быт старого аула, дореволюционной жизни казахского народа.
Первыми актерами театра были Калибек Куанышпаев, Сералы Кожамкулов, Амре Кашаубаев и Иса Байзаков. Изначально женщин в труппе театра не было, и только к концу сезона на сцену вышли актрисы Зухра Атабаева и Жанбике Шанина:

— Стоит упомянуть, что первые казахские актрисы появились только после возникновения профессионального театра. А в период самодеятельности, женские роли играли только мужчины, – объяснила лекторка.

В 30-е годы при национальном театре в Алматы открылась студия театрального искусства, в которой одним из первых преподавателей стал режиссер из России Михаил Насонов. Он внедрил практики подготовки спектакля, занятия по сценической речи и актерскому мастерству. Новый порядок сначала вызывал сложности:

— Люди привыкли играть ярко, эмоционально, но тут уже использовались иные методы – психологические, непривычные для наших актеров. Началась работа над тем, как понимать новую драматургию, не только национальную, — продолжает повествование Сания Дуйсенхановна.

Казахское театральное искусство на пути своего развития сталкивалось со многими трудностями: период индустриализации и коллективизации, Ашаршылық, массовые политические репрессии. Однако 30-е годы, при всей своей сложности и противоречивости, деятели казахского театра заложили ту мощную базу, которая будет развиваться разными путями и в итоге приведет к появлению сильных постановок, выдающихся режиссеров и актеров через два-три поколения.

После окончания лекции слушатели задавали интересующие вопросы. Отвечая на один из них о том, что делает казахстанский театр особенным, Сания Дуйсехановна отметила нерушимую связь театра с народным фольклором:

— Казахский фольклор способствовал тому, чтобы театр возник, развивался и прижился на новой почве. Он (театр — Авт.) всегда развивался как многоцентричный. Кочевой образ жизни, когда все передается из уст в уста, из поколения в поколение. Именно наша устная культура делает святым слово, от которого мы никуда не денемся.

Но есть и обратная сторона медали. По мнению лекторки, в устной культуре кроется и проблема, которая не позволяет выстроить диалог со зрителем:

— Сегодня никто не определяет, что можно ставить в театре, а что нельзя. И чем больше наша публика застревает в прошлом веке, тем сложнее им понять современные интерпретации и формы театрального искусства. Нам необходима масштабная просветительская работа со зрителем. Ведь важно осознать, что театр это не то, что было 100 лет назад, а то, что уже давно ушло вперед, – заключила она.

Вторая лекция курса пройдет 4 апреля в 19:30 и будет посвящена развитию казахского театра в 40–50-е годы XX века.