Принципы Сабурова: ничего принципиально нового
Мы посмотрели новый концерт комика, чтобы вам не пришлось.

Нурлан Сабуров порадовал своих поклонников новым сольным концертом под названием «Принципы», который вышел на YouTube в конце октября. Это долгожданное событие стало настоящим подарком для аудитории, следящей за творчеством комика. В «Принципах» Сабуров сохраняет свой фирменный стиль: сарказм, иронию и жизненные наблюдения.

С момента релиза видео собрало 2,5 млн просмотров и тысячи восторженных комментариев. Доволен им и сам комик: новый материал уже услышали жители Костаная, Темиртау, Кокшетау и Алматы. Но некоторые зрители отметили, что в концерте есть шутки из его прошлых выступлений. Особенно это касается тем семейной жизни, гендерных стереотипов и отношений — концерт не предложил ничего принципиально нового в плане стиля или формата.

Концерт Сабурова можно назвать долгожданным не только из-за преданности поклонников. Год назад комик посетил подкаст Zamandas, где ведущий Кана Бейсекеев попросил Нурлана прокомментировать ситуацию с его скандальным туром в США, но ответа тогда никто не получил — комик обещал ведущим и зрителям ответить на все вопросы в своем сольном концерте. Спойлер: Нурлан посвятил ситуации, которая была остро воспринята казахстанским обществом, лишь одну минуту из своего 80-минутного спешела.

Авторы The Voice Media Айжана Шайкенова и Ерлан Сәду посмотрели сольник за вас, чтобы вам не пришлось. Они рассказывают о том, какими получились «Принципы» Сабурова и как вне казахстанского инфополя он очень старается соответствовать национальной идентичности.
Ерлан Саду о концерте с профессиональной точки зрения

Важно отметить, что Ерлан — алматинский комик, известный казахстанскому зрителю как один из самых ярких и заметных представителей альтернативной комедии. Альтер-эго Ерлана — Гриша Омен — устраивает эксцентричные шоу, избегает традиционных и безопасных форматов на сцене.
Честно, я вообще не смотрю спешелы других комиков. И другие комики вряд ли смотрят и наслаждаются Сабуровым, кроме Адильбека Мейрамова и Олега Кислякова.

В первую очередь я уделил внимание декорациям и сцене. Выглядит как у Элвиса, когда он исполнял песню If I can dream. За это однозначно начисляем Нурлану первый плюс. Вторым плюсом я бы выделил песню под интро. Я обожаю такое. Как будто действительно навевает шестидесятыми. Респект лично от меня декоратору и режиссёру за это.

Что касается монолога, в самом начале Нурлан дает комментарий по относительно недавним событиям в его карьере, когда его освистали в США, и порекомендовал туда не ехать. Первый смех. Нурлан обшутил и поднял много важных тем касательно предрассудков об азиатах в СНГ, показав, что лучше над этим посмеяться, а не воспринимать в штыки. В целом по его шуткам уже можно понять, какой у маэстро среднестатистический зритель.

Это пока что самый известный пример массового комика. Я считаю обычных алматинских ребят талантливее и смешнее. Безусловно, люди смеются над шутками Сабурова, у него миллионы поклонников. Но те же самые колкие, «остросоциальные» шутки я слышал на городских открытых микрофонах пять лет назад.

Я завидую: у Нурлана больше авторитетности и доверия зрителя, оттого и слышен смех после каждого слова. Мне не понравилось. Единственная шутка, которая мне очень понравилась, о том, что ему нельзя в тюрьму, а если и придется там побывать, то ему припишут статус «опущенного», и он будет напевать Джулию. Он постарался, я оценил. Поздравляю с победой, маэстро. Больше пяти минут смотреть это, сохранив рассудок, я не смог. И поэтому сошел с ума.

И третий плюс — ему идут костюмы.

Углубляясь в само творчество Сабурова, можно прийти к логическому выводу, что находится он вне нашего казахстанского инфополя, но соответствовать «казахской» идентичности все же старается. Четвертый плюс я нарекаю ему за старания влиться в наши ряды. Ведь это излюбленная деятельность среди любителей всего казахского.

И пятый значительный плюс в сторону маэстро — развитый мышечный каркас лица. Так кривляться позволительно только ему. И, господи, любой такой выпад челюстью с его стороны вызывает у толпы смех. Натренировал аудиторию — тоже нужно уметь.

Мы уже вступили в тот период, когда Сабуров объявил войну своему главному врагу — анекдотам. Уже вместо того, чтобы говорить: «Это как в анекдотах», говорят: «Как у Сабурова в шутках». По моим прогнозам, имя Нурлана скоро станет нарицательным. Время стендап-комиков прошло: выступают только Сабуровы. Не будь у меня этой профдеформации от впустую потраченных пяти лет на сцене, я бы смеялся, как шакал.

Личное мнение: Нурлан Сабуров — талант, который ни одному комику в СНГ не превзойти.

Айжана Шайкенова с этической точки зрения
«В Штаты не рекомендую. Такие на меня обозленные были, как будто стендап Шойгу был, а не мой», — начинает свое выступление комик.

В первую и единственную минуту из всего сольника Нурлан упоминает ситуацию с его туром в Штатах в 2022 году.

Напомним, на концерте в Лос-Анджелесе зрители спросили комика, почему он не может публично высказаться о войне в Украине. По словам комика, он не поддерживает происходящее, но и не осуждает это публично потому, что у него есть семья: «Вы должны понять, что у меня тоже есть свои страхи». В соцсетях отметили, что у всех, кто выступил против вооружённого конфликта, есть семьи, но это не мешает им выражать позицию. Многие сравнили осторожный ответ Сабурова со смелыми оскорблениями в адрес гостей «Что было дальше», а позицию артиста объяснили страхом не за семью, а за потерю заработка и места на ТНТ.

А на концерте в Чикаго на сцену выбежала украинская активистка в белом платье с красными пятнами, которые символизировали кровь погибших во время военных действий в Украине женщин. Сабуров отреагировал на перформанс девушки шуткой. Он произнес: «Простите, это месячные?»

Фанаты, коллеги и подписчики Нурлана Сабурова не стали критиковать комика, а наоборот, оказали ему поддержку. По их словам, артист сделал это, чтобы разрядить обстановку. Юмор в этом случае самозащита. После случившегося концерт Сабурова в Чикаго отменили и перенесли на неопределенный срок.

Этот контекст позволяет задать вопрос: насколько стендап-комик может быть откровенен, а его юмор и шутки уместны? Достойно ли смеяться, если не смешно? Имеет ли комик моральное право шутить над женщиной, которую задержали охранники? Ведь разговор стендап-комика на сцене — это всегда разговор с самим собой, возможно необходимый ему (и нам) для рефлексии на тему произошедшего.

Те же сексистские шутки, на самом деле, направлены на унижение и обесценивание женщин. Они не являются безвредными — они отражают общественные стереотипы, поддерживающие идею, что женщины должны быть в уязвимом положении.

«В Москве отношение к средним азиатам — средненькое», — переходит в следующий блок выступления Нурлан.

Здесь Нурлан рассказывает, что он позиционирует себя выходцем из «Средней Азии» и с какими проблемами он сталкивается как «среднеазиат». Что же не так?

Во-первых, Средняя Азия — название, оставшееся еще с советских времен (а появилось оно еще раньше). Оно объединяло четыре республики: Киргизскую, Таджикскую, Туркменскую и Узбекскую ССР. Во-вторых, в 1993 году название «Центральная Азия» закрепили на саммите главы независимых республик — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В современном политическом контексте этот регион корректнее называть Центральная Азия.

Внимательный зритель также увидит, как юмор стендапа Сабурова переживает стагнацию. Его монолог можно назвать вторичным, потому что многие шутки опираются на уже устоявшиеся стереотипы, не привнося в юмор ничего нового или оригинального. Шутки о мигрантах хотя и могут вызвать моментальный отклик у аудитории, на самом деле не способствуют осмыслению проблем, с которыми сталкивался и сталкивается Нурлан, который позиционирует себя «среднеазиатом». Важно помнить, что юмор должен развлекать и провоцировать мысли, а не повторять старые клише, которые, в конце концов, перестают быть актуальными и начинают работать против комика.

«Я духовно малоразвит. В моем родном городе, Степногорске, после советского периода, когда в 90-е официально Бог вернулся, у нас было, знаете, смешение ислама и христианства. Там барана в прорубь окунали», — наконец упоминает свой родной город Нурлан в блоке о том, как он пытается развиваться в современном мире.

Нурлан рассказывает, как ностальгирует по своему прошлому, но продолжает жить дальше и развиваться. Здесь комик впервые честен со зрителями: он откровенно говорит о том, что его развитие проходит скудно, а музеям он теперь предпочитает кальянные. В этом же блоке Сабуров много говорит о важности комфорта в его жизни, но признаваться в этой потребности Нурлан отказывается. Он по-прежнему боится стать «сытым котом», о чем говорил в интервью у Дудя. Съемки концерта проходили в Астане, столичный зал тепло принял комика, особенно когда Нурлан упоминает любые казахстанские пасхалки.

Сабуров, возможно, переживает кризис национальной идентичности. Он уже не является частью казахстанского информационного поля, что может создавать ощущение оторванности от своей культуры и самой преданной аудитории. В Казахстане действительно его любят, и он здесь суперзвезда.

Можно заметить, как Нурлан стремится сохранять любовь и поддержку зрителей в Казахстане даже после скандалов и проблем с репутацией. Возможно, комик не может полностью осознать, что для продолжения успешной карьеры ему нужно не просто зарабатывать популярность, а быть честным с самим собой. Его попытки оставаться актуальным в глазах соотечественников очевидны, как и желание одобрения от казахстанской публики. Нурлан осознает свою зависимость от аудитории, но пока не готов сделать шаги для честного и открытого разговора. Ничего принципиального нового в его концерте нет.