Паводки, отток населения, низкий уровень жизни — все это оставило глубокую травму в обществе. Решению проблем немало внимания уделяют местные жители, гражданские активисты и чиновники. Во время разных потрясений (политических, стихийных, экономических) многие люди становятся их свидетелями или жертвами. Для описания их опыта обычно используется понятие «травма», которая может быть как индивидуальной, так и коллективной. В любом случае травма — это не события прошлого в чистом виде, а опосредованный многими обстоятельствами взгляд на них из настоящего. Кроме того, память о травме часто ложится в основу коллективной идентичности и способствует возникновению новых социальных связей. А еще травма — важное моральное понятие. Определяя какой-то опыт как травматичный, мы декларируем свое отношение к нему — признаем его последствия негативными и осуждаем его, если речь идет о человеческих поступках и действиях. В этом фильме у зрителя появляется возможность исследовать травму.
Авторы нового выпуска JOLDA’U начинают рассказ со знакомства с местным сотрудником акимата. Рустам Орынбаев родился и жил в Сергеевке, учился и работал в Астане, но по личным соображениям решил вернуться в родной город и менять его изнутри. Образ «сотрудника акимата» долгое время был тесно связан с концепцией «старого Казахстана». Рустам, чьи монологи мы слышим в фильме о Сергеевке, не относит себя ни к старому Казахстану, ни к новому. Что мы знаем о госслужащих? Многие из них предпочитают общение «по протоколу» вместо реального решения проблем — они устраивают барьеры коммуникации даже там, где их изначально не было. Жизнь чиновника в городе очень отличается от жизни чиновника в регионе. Здесь не получится прятаться в кулуарах правительства. Рустам первым рассказывает о том, какие настроения были во время паводков.