Севиль Амангелдиева: «Достижение успеха — это навык, который можно в себе развить»

Об особенностях ритейл-бизнеса в Казахстане и о будущем розничной торговли, выигрышных стратегиях и главных ошибках в этой сфере нам удалось поговорить с опытной предпринимательницей, основательницей сети концептуальных магазинов SEVEN LIFE STORE, Севиль Амангелдиевой. Ценный бизнес-опыт, честный рассказ о трудностях, советы начинающим предпринимателям и многое другое — в этом интервью.
Как вы начали свой путь в ритейле? Что вас вдохновило на старт в этой отрасли?

Свой путь я начала в 2011 году. Тогда родилась идея создать такое пространство, которое станет мостиком между Европой и Казахстаном. Для меня было очень важно привозить в Казахстан что-то особенное, что-то уникальное.

Мое студенчество прошло в Скандинавии — в Швеции, в маленьком студенческом городке Лунд — я там проучилась недолго, около года. Но это был лучший год моей студенческой жизни. Скандинавия покорила мое сердце своей простотой, минимализмом, качеством. Причем качеством во всем: в одежде, в продуктах, в интерьере, — абсолютно во всем. И, когда я вернулась в Астану, поняла, что наш рынок пустой, очень-очень пустой. Представьте, не было даже Zara.

И тогда я решила: кто, если не я, будет поднимать страну, сделает проект для женщин Астаны. Кто, если не я, создаст то уникальное пространство, где можно купить действительно качественные вещи в среднем ценовом сегменте.

Потому что десять лет назад среднего ценового сегмента вообще не было. Был только массмаркет и был один магазин люксовых брендов. Для тех, у кого достаток превышал уровень массмаркета, возможностей одеваться в Казахстане практически не было. Так пришла идея открыть магазин с премиальными брендами со всего мира. Все эти бренды я собирала по всему миру, первый мой сезон начался с пяти брендов: один бренд сумок из Ливана (до сих пор мы с ним работаем — уже 10 лет), второй — итальянский бренд обуви, который очень круто зашел.
Третьим и четвертым был бельгийский бренд одежды и итальянский бренд аксессуаров. Еще были грузинские бренды. Это был мой стартовый сезон. Уникальность можно назвать фундаментом моего бизнеса: это было и есть. Уникальная подборка брендов, селективных брендов, которые в таком сочетании встретить очень сложно, практически невозможно.



Какие трудности вы встретили на начальном этапе и как их преодолели?

Скажу откровенно: первые, наверное, три года моей деятельности были очень сложными, потому что был недостаток опыта, недостаток знаний, недостаток понимания — как вести бизнес. Делала все очень интуитивно, делала много ошибок. Одна из самых сложных и фатальных связана с индексацией цен. Мы столкнулись с первым кризисом в нашей компании, когда прошла большая девальвация в 2014 году. И конечно, мы попали в очень большой кассовый разрыв, из которого выбирались достаточно долго. Это был первый сложный этап моей деятельности. Как мы справились? Пришлось искать дополнительные оборотные средства, чтобы выйти из этого порочного круга, но со следующих сезонов мы уже вошли в стабильность.

Какие стратегии вы использовали для развития бренда и бизнеса?

Сложный вопрос. Пробовали очень много всего, пробовали разные подходы и инструменты, начиная от ивент-маркетинга: мы часто делали мероприятия, приглашали дизайнеров, были очень активны в светской жизни Астаны и Алматы. Делали разные проекты: одним из самых ярких экспириенсов для нас была коллаборация с «Бюро 24/7» — мы сделали ивент в честь открытия фонда Водяновой «Обнаженные сердца». Продавая созданные ими футболки, мы собрали фонду более миллиона тенге — для помощи больным детям. Были разные стратегии. Мы пробовали добавлять новые бренды.

Что значит работать в ритейле? Это значит быть постоянно «на острие ножа», на гребне волны. Ты всегда должен держать руку на пульсе, смотреть, что происходит на рынке, отслеживать ежедневно продажи, спрос.

И конечно, всегда во главу угла мы ставили сервис, высокий сервис. Это работа с клиентами, с постоянными клиентами. Мы никогда не подходили к работе формально, всегда старались, чтобы клиенты чувствовали себя как дома, чтобы они возвращались в наши магазины с кайфом. Чтобы они приходили просто попить кофе, пообщаться, провести у нас какой-то отрезок времени с подружками. Мы всегда были за то, чтобы создавать особую атмосферу в магазине. И благодаря нашей атмосфере мы смогли покорить сердца многих клиентов. Наши клиенты долгое время остаются нам верны, остаются с нами, потому что знают: мы про качество, мы всегда отбираем самое лучшее из возможного. Даже если этот бренд совершенно не известен в Казахстане, они знают: раз мы это выбрали — это круто, это модно, это качественно — самое главное. И они могут носить это с кайфом и уверенностью, что они — в тренде.

Как вы видите будущее розничной торговли и какие тенденции считаете наиболее важными?

Я думаю, что розничная торговля сейчас переживает не лучшие времена, потому что на нас влияет очень много факторов: экономических, политических. У нас сильно подорожала логистика, подорожал доллар — соответственно, и закупка подорожала. И, как результат, конечная цена для потребителя. Все стало дороже не потому, что мы так хотим, а потому что вынуждены так работать из-за расходов.

Что я могу сказать точно, какая тенденция есть в Казахстане: люди сейчас хотят больше одеваться, хотят быть ярче. Это для меня очень важный инсайт, потому что раньше мы все хотели базу, все хотели носить что-то суперуниверсальное, что-то спортивное.

Во время карантина мы просто тоннами продавали спортивные костюмы, кежуал, удобные худи, лосины. Люди покупали это всё безостановочно. Сейчас я вижу, что у людей появилась потребность заявлять о себе, быть яркими, они ищут что-то уникальное, что-то со стразами даже. То есть их это абсолютно не пугает. Раньше продать что-то со стразами была та еще задача, а сейчас, наоборот, людям хочется чего-то такого, что подчеркнет их стиль. Меня очень радует, что гораздо больше людей стали обращаться к стилистам, обращать внимание на внешний вид, следить за модой. Подходить более вдумчиво к своему гардеробу, выстраивать его — как это и должно быть. Раньше такой культуры шопинга не было. Покупали то, что хотелось. А мы еще в тот момент приучили клиентов брать комплектами, делать капсулу, покупать разные виды верхней одежды, к примеру. Покупать на один сезон обувь разных моделей и фасонов. Сейчас это все стало популярным, и люди правильно формируют гардероб. Меня это очень радует. Это что касается поведенческих моментов.

Что касается в целом бизнеса. Сейчас, конечно, очень сложно с кадрами. Это я могу сказать не только по себе, но и по моим коллегам. Никто не хочет работать в сервисе. Почему-то многим кажется, что это сложно.
Что я могу сказать точно, какая тенденция есть в Казахстане: люди сейчас хотят больше одеваться, хотят быть ярче. Это для меня очень важный инсайт, потому что раньше мы все хотели базу, все хотели носить что-то суперуниверсальное, что-то спортивное.
Как вы справляетесь с конкуренцией в ритейле и со сравнениями с теми или иными конкурентами? Есть ли какие-то особенные стратегии, которые вы используете?

Я, как человек, как личность, и мы, как бизнес, в целом никогда не смотрим по сторонам. А именно: мы не пытаемся быть на кого-то похожими, мы не пытаемся за кем-то следить, делать «так же, как у них». Потому что мы уникальный проект на рынке Казахстана, у нас уникальный бренд-микс, у нас шикарные подборки качества. Те бренды, с которыми мы работаем, — просто мегакрутые бренды. Поэтому повторить наш путь многим просто нереально. Мы не смотрим на других, потому что у них другие концепции, другое направление и так далее.

Я за общую конкуренцию. Сейчас рынок ритейла в целом развивается, но в то же время я понимаю, что мы смотрим только на себя — мы улучшаемся, докручиваем процессы, смотрим внутрь себя. То есть смотрим на процессы, которые нам нужно еще докрутить. Это очень сложный бизнес, с точки зрения кадров и персонала, человеческого ресурса. Тем не менее мы делаем максимум для того, чтобы сервис наших магазинов был идеальным. Мы ориентируемся на европейские проекты, на лучшие мировые практики. В Казахстане по большому счету мы ни на кого не ориентируемся. Наша стратегия — быть лучше, чем вчера; быть лучшими на рынке. Поэтому мы каждый день всей командой работаем над тем, чтобы улучшать наши процессы, наши подходы, витрины, подборки. Мы каждый день, каждый сезон делаем работу над ошибками. Это то, что делает нас сильными, то, что позволило нам просуществовать на рынке уже десять лет. Мы всегда смотрим на себя в первую очередь.

Какие уроки вы извлекли из своего опыта в предпринимательстве, которыми могли бы поделиться с другими?

Наверное, это даже не уроки, а мои постулаты, которые позволяют мне вести устойчивый бизнес.

Во-первых, это строить долгосрочные отношения с партнерами, коллегами. Потому что бизнес бизнесом, но мы все хотим работать в кайф, работать с теми, кто нам нравится.

Работать с теми, кто делает навстречу нам те же шаги, что и мы, — это закон энергообмена.

И очень приятно работать с брендами, которые всегда идут навстречу, готовы поддерживать, готовы помогать. Мы ценим тех членов команды, которые идут в первую очередь навстречу компании и делают большой вклад в развитие нашей компании. Мы ценим лояльных нам клиентов, которые верны нам все эти годы.

Что касается обучения на ошибках. Я научилась действовать быстро, принимать решения быстро. Мне пришлось развить в себе этот навык. Раньше я бывала не уверена в себе, и как следствие не уверена в своих решениях. От этого затягивала процесс дальнейших задач. И в какой-то момент я поняла для себя, что надо быть быстрее — активнее. Все, что от тебя зависит, ты должен делать в максимально короткие сроки, давать быстрый ответ команде, партнерам. Не затягивать эти коммуникации. Тогда работа идет легче, быстрее и эффективнее.

Каким образом вы подходите к управлению персоналом и построению команды?

За десять лет я пробовала разные стратегии управления людьми: у меня был и очень лояльный, и авторитарный подход. Я этот вопрос ставила перед собой очень часто. И всегда старалась получить знания и опыт в этом направлении. Для меня это целое искусство, потому что нужно уметь и договариваться, и слышать команду, нужно уметь им доверять. И конечно, это требует опыта проживания разных ситуаций. Мы делаем выводы, когда происходят какие-то ситуации, которые нам преподносят урок.

В целом я всегда за то, чтобы моя команда росла, всегда стараюсь делиться опытом и знаниям. Всегда учу их не только работе, но и жизни.

Показываю им, как важно то, о чем мы говорим, применять не только в работе, но и в жизни. Потому что в целом достижение успеха — это навык, который можно в себе развить. И он требует высокой дисциплины, собранности, нацеленности на результат и высокого уровня вовлеченности. Поэтому те, кто у меня ставит себе цели круто развиваться и круто зарабатывать, — непременно получают то, чего они заслуживают. Достигают целей и потом собой очень гордятся. У меня есть звездочки, которые за достаточно короткий период действительно стали зарабатывать серьезные деньги в компании. Потому что поняли: в продажах делать высокие чеки — это легко, нужно только поработать над собой, над своими страхами.

На самом деле у каждого сотрудника, кто приходит работать в продажи, — очень много страхов.
Нужно работать в первую очередь с этим.

Какие советы вы можете дать молодым предпринимателям, желающим войти в ритейл-бизнес?

Если вы хотите идти в серьезный бизнес, главное — это понять, что бизнес напрямую зависит от уровня развития собственника. Поэтому нужно непрерывно работать над убеждениями, работать над собой, над своей головой. Возможно, у вас даже должен быть коуч, ментор, психолог, который поможет вам справляться с тем, что происходит вокруг вас. Потому что ваш бизнес — это отражение вас. И масштаб вашего бизнеса — это масштаб вашей личности. Не нужно об этом забывать.

Когда вы видите какой-то крупный бизнес, вы должны четко понимать, что за ним стоит человек огромных масштабов и огромного калибра.

Человек, который пережил, скорее всего, очень много событий, и у него огромный жизненный опыт, который помог ему построить такую компанию. Невозможно построить что-то большое, если у тебя для этого нет внутренних качеств и стержня.
Поэтому совет: работать над собой, работать со страстью к своему делу, вкладывать всю любовь, душу. Потому что бизнес растет на вашей энергии. Быть собранным, быть разносторонним человеком, быть тем, с кем хочется работать. Это мои главные советы.

Какой совет по маркетингу или управлению бизнесом вы хотели бы получить, когда только начинали свой бизнес?

Оглядываясь назад, я могу сказать, что, наверное, сначала бы я поработала в найме, поработала с кем-то. Посмотрела бы, что такое работа. Потому что, когда я начинала, я была выпускницей университета, у меня никогда не было опыта работы на других. Я проходила только неоплачиваемую стажировку, и на этом всё. И, когда я начала свой путь, у меня не было даже примера того, каким нужно быть руководителем. У меня никогда не было руководителя. Очень сложно, когда тебе не на что опираться, — приходится все нарабатывать самой, действовать интуитивно и набивать шишки.

Поэтому мой совет: либо у вас должен быть ментор, либо, прежде чем идти в бизнес, нужно где-то набраться опыта. Потому что бизнес — это серьезная игра и большая ответственность. Когда вы туда заходите, нужно отдавать себе в этом отчет.

И последний вопрос: какая у вас мечта?

Я оставлю этот вопрос открытым, потому что верю: нужно сначала сделать, а потом уже говорить. Единственное, что я могу сказать: я всю жизнь двигаюсь в направлении к мечте, понимаю, что я уже на полпути, меня ждут еще большие вершины. И я жду этого момента, когда буду действительно удовлетворена масштабами моего бизнеса.