Во многих странах мира чиновники, школы, учителя, а также родители не считают необходимым внедрять уроки сексуального просвещения и неохотно проводят его, поскольку до сих пор существует стереотип, что оно способствует сексуальной активности среди подрастающего поколения.
Однако ни одно исследование на сегодняшний день не нашло доказательств того, что предоставление молодым людям информации и просвещения в области сексуального и репродуктивного здоровья приводит к повышению сексуальной активности. Более того, доказано, что занятия по сексуальному просвещению снижают уровень дезинформации и повышают навыки молодежи принимать обоснованные решения относительно своего здоровья.
К примеру, одной из первых стран, внедривших уроки сексуального образования, стала Швеция в 1955 году.Это был обязательный курс для подростков с 12 до 16 лет, включавший информацию о сексе, беременности и инфекциях.
В США уроки секспросвета стали обязательными в школьной программе ближе к концу 1980-х для профилактики снижения подростковой беременности и для борьбы с распространением венерических заболеваний, так как в стране активно бушевал СПИД — и в силу отсутствия знаний об этой болезни на тот момент. Данное решение значительно улучшило ситуацию в вопросах подростковой беременности и снижения заболеваемости среди молодежи. Однако следует отметить, что в прогрессивной, казалось бы, стране, есть штаты, отказывающиеся от глубинного преподавания данного предмета, в силу консервативности региона.
В Казахстане нет сексуального образования, этого предмета нет в школьной программе, что во многом усугубляет вопрос здоровья нации.
В обществе до сих пор присутствует понятие «уят» (
в переводе на русский означает «стыд»), и вопрос о сексе остается закрытым для обсуждения с близкими людьми и открытым для самостоятельного исследования данного вопроса.
По данным последнего исследования Министерства здравоохранения РК и при поддержке ЮНФПА, в 2018 году было установлено, что средний возраст вступления в половые отношения среди подростков составляет 16,5 лет. Хотя бы раз беременными становились 16,7% подростков, чей возраст составляет 15–19 лет. Данное количество подростковых беременностей в Казахстане в шесть раз выше, чем в развитых странах. Среди этих подростков 62% закончили беременность родами, 22% — абортом и 16% — самопроизвольным выкидышем.
В результате опроса было выявлено, что у молодежи низкая осведомленность о ВИЧ, ИППП. Хоть раз они обнаруживали один из симптомов ИППП и никогда не обращались к врачу с данной проблемой. Не в силу отсутствия знаний, что это может быть заболевание, а по причине стыда, так как в нашем обществе не принято говорить о сексе и связанных с ним проблемах.
В 2018 году в Казахстане выявили более 30 случаев ВИЧ на первой и второй стадии заболевания среди подростков.Сексуальное образование — это необходимость в современном мире, и следует говорить о нем, поднимать этот вопрос, так как это напрямую влияет на будущее здоровье страны. Данный предмет не столько про физическую близость: он также включает в себя знания про социальное взаимодействие между людьми, про вопросы доверия и предотвращения любого насилия в отношениях, про безопасность здоровья обоих партнеров.
Родителям говорить о сексе с детьми сложно, каждая сторона чувствует себя неловко, поднимая столь щекотливую тему. Особенно сложно в развивающихся странах, где превалируют более консервативные методы воспитания, связанные с культурным или религиозным фактором.
Это способствует методу «самостоятельного поиска» ответов на вопросы о сексе, что может привести к неправильной информации из-за отсутствия глубинного понимания этой темы подростками.
Несмотря на большое количество информации в интернете, потока фильмов и сериалов на эту тематику, следует помнить что подросткам не всегда удается применять фильтр для новых знаний о сексе и об отношениях между партнерами.Низкая осведомленность о сексуальном образовании и его важность для населения сподвигли исследовательницу Карлыгаш Кабатову открыть просветительский сайт
Uyatemes.kz, направленный на работу с казахстанскими подростками и их родителями. Основная идея сайта — помочь подросткам в вопросах безопасности репродуктивного здоровья, понять, что такое сексуальное образование, и помочь родителям в вопросах сексуального просвещения подростка.
Что служит основными препятствиями внедрения sex education в Казахстане:
Каковы основные препятствия на пути обеспечения сексуального образования?
1. Оппозиция правительству
Многие считают что курс полового воспитания в школах то же самое, что и обучению половому акту. На самом деле половое воспитание — это более широкий термин, он используется для описания знаний о сексуальной анатомии человека, репродуктивном здоровье и других аспектах сексуального поведения человека.
2. Нехватка квалифицированных учителей
Хотя учителя выражают приверженность преподаванию полового воспитания в школах, некоторые считают, что преподавать эти темы трудно и дискомфортно.
Каковы преимущества сексуального просвещения?
1. Профилактика ВИЧ и ЗППП
Всестороннее половое просвещение является неотъемлемой частью профилактики ВИЧ. Доказано, что это более эффективно в профилактике инфекций, передаваемых половым путем, чем образование, которое фокусируется исключительно на обучении воздержанию до вступления в брак.
2. Предотвращение нежелательной беременности
Там, где подростковая беременность может помешать получению образования и другим жизненным возможностям, половое воспитание может смягчить последствия незапланированной беременности. Программы полового воспитания доказали свою эффективность в отсрочке первого полового акта и в расширении использования контрацептивов среди сексуально активной молодежи.
3. Расширение прав и возможностей в борьбе с сексуальным насилием
Следует помнить, что сексуальное образование помогает подросткам понять себя биологически и подготовиться к встрече с миром, помогает избежать судьбы жертв сексуальных домогательств. Это также дает девочкам и мальчикам возможность высказываться, если нарушаются их сексуальные границы.