Расскажем, премьеры каких фильмов ожидаются на одном из главных смотров кино.

Что ждать от Канн-2023? От true crime с индейцами-нефтяниками до французской кухни 80-х

27 апреля 2023

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»
До открытия 76-го Каннского международного кинофестиваля — главного форума мирового кино, остается меньше месяца. Он пройдет с 16 по 27 мая во Франции. О призерах разнообразных номинаций и программ фестиваля в мире кино потом будут говорить чуть ли не весь год, вплоть до «оскаровского сезона». Молодая Катрин Денев на официальной Каннской афише, жюри во главе с Рубеном Эстлундом и фильмы-участники основной программы –– ажиотаж вокруг Канн начинает постепенно раскручиваться. Автор The Voice Media Рафаэль Нуртдинов предлагает вашему вниманию подборку фильмов.
Вместо предисловия

В прошлом году президентом кинофестиваля впервые стала женщина — немецкая продюсерка Айрис Кноблох. Президента в Каннах выбирают на три года. Айрис станет пятым руководителем, и каждый раз смена президента знаменовала наступление какой-то новой эпохи в истории Канн (один легендарный Жиль Жакоб только чего стоит — при нем появились такие программы, как «Особый взгляд», «Золотая камера» и «Синефондасьон»). Так что и от госпожи Кноблох ждут свершений. Главное из которых –– открытие новых женских имен в кинематографе. На первый взгляд, кажется, что в Европе с этим не должно быть проблем, но вот вам голые цифры: в XXI веке только однажды главный приз — «Золотая пальмовая ветвь» — доставался режиссерке –– Жюлии Дюкурно за «Титана» в 2021 году. Для сравнения второй по значимости «Гран-при» за тот же период получили всего четыре женщины: Клер Дени («Звезды в полдень», 2022), Мати Диоп («Атлантика», 2019), Аличе Рорвахер («Чудеса», 2014) и Наоми Кавасэ («Лес скорби», 2007).

Жюри основной программы возглавит знаменитый шведский режиссер Рубен Эстлунд («Форс-мажор», «Квадрат»), что само по себе любопытно, ведь швед только-только завоевал свою вторую «Золотую пальмовую ветвь» (в прошлом году за «Треугольник печали»), и уже удостоился такой чести — председателями жюри самого престижного фестиваля всегда становились выдающиеся режиссеры современности. Зная острый сатирический стиль шведа, наверное, можно ждать, что шансы на победу у авторов мрачных социальных драм будут выше, чем, допустим, у «артхауса в вакууме». Правда, такие ожидания не всегда оправдываются. В 2010 году главный приз получил один из самых необычных фильмов последних лет –– «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула. Возглавлял жюри в тот год Тим Бёртон — да, со своим почерком, но все-таки голливудский режиссер. Поэтому решение жюри, как правило, очень сложно угадать.
Вне конкурса

В Каннах традиционно проходят мировые премьеры фильмов, которые по тем или иным причинам не были включены в другие конкурсные программы (как правило, это продукция голливудских корпораций).

Наибольший интерес широкой аудитории вызывает пятый фильм из франшизы об Индиане Джонсе –– «Индиана Джонс и Колесо судьбы». Обещают, что это будет заключительная история о приключениях легендарного археолога. Обнадеживает, что на съемках режиссерское кресло занимал Джеймс Мэнголд, который, кажется, может снимать всё: на его счету «Прерванная жизнь», соло-фильмы о Россомахе и байопик «Переступить черту» о кантри-певце Джонни Кэше. Плюс на экране снова будет Харрисон Форд, которому, на минуточку, 80 лет, Мадс Миккельсен и Антонио Бандерас. Продюсерами фильма выступили неувядающие друзья Стивен Спилберг и Джордж Лукас, так что широкая рекламная кампания картине уже обеспечена.

Но я с большим нетерпением жду премьеру другого голливудского фильма — «Убийцы цветочной луны». Во-первых, это Мартин Скорсезе — один из немногих режиссеров, каждый фильм которого становится событием. Он может не получить за него «Оскар», но о нем точно будут говорить все. Во-вторых, это блестящий актерский ансамбль: Леонардо Ди Каприо, Роберт Де Ниро, Брендан Фрейзер, вернувшийся на большие экраны и обладатель последнего «Оскара» за лучшую мужскую роль, и Джон Литгоу. Естественно, информации о самом фильме пока очень мало. Известно, что фильм снят по научно-популярной (!) книге, в которой описывается журналистское расследование в 20-х годах прошлого века об убийствах нефтяных магнатов, выходцах из индейских племен. Фактически это так полюбившийся во всем мире true crime. Книга, кстати, вошла в топ-10 научпопа по версии Time в 2017 году наряду, например, с «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» Юваля Харари.
«Кино не для всех»

Да, это штамп, но, к сожалению или к счастью, основную программу Канн, как правило, составляют сложные для восприятия среднестатистического посетителя кинотеатров фильмы. Таким редким исключением стали «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо (кто-то сейчас с ходу смог бы вспомнить его имя?), но тогда сошлись все звезды, и это, конечно же, лишь подтверждает правило: в Каннах побеждает кино, которое порой сложно смотреть физически (хронометраж некоторых уходит под три часа, как у «Жизни Адель», например), психологически (посмотрите «4 месяца, 3 недели и 2 дня» о нелегальном аборте в Румынии времен правления диктатора Чаушеску), а иногда просто даже трудно понять, что происходит на экране (например, «Древо жизни»). Поэтому сделаем краткий обзор только самых ожидаемых фильмов, которые вошли в основной конкурс Канн. Тем более что судить о них можно лишь из немногочисленных пресс-релизов и скупых комментариев кинокритиков.

«Город астероидов», реж. Уэс Андерсон (США)
На постере большая воронка в американской пустыне среди каньонов. Среди актеров Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Том Хэнкс, Марго Робби, Скарлетт Йоханссон. Кино в декорациях вестернов. Кажется, нас ждет классический фильм Андерсона («Королевство полной луны»), наполненный деталями и безупречным визуальным стилем. Жаль только, что Билла Мюррея мы там не увидим: он пропустил съемки из-за ковида.

«Монстр», реж. Хирокадзу Корээда (Япония)
Описание обещает психологическую драму в треугольнике взаимоотношений: мать, ее сын и учитель. Корээда после громкого успеха «Магазинных воришек» снял пару не очень удачных картин в Европе и Южной Корее. Здесь нас ждет снова японская история, но с общечеловеческими проблемами. Название фильма словно говорит нам: угадай, кто окажется этим монстром в конце концов.

«Май, декабрь», реж. Тодд Хейнс (США)
Снова, скажете вы, американское кино. Но, думаю, этот фильм заслуживает попасть в наш топ ожиданий. Ни постера, ни трейлера пока у фильма нет, но Натали Портман и Джулианна Мур в главных ролях не могут испортить кино, которое к тому же снял такой неординарный режиссер. Романтическая драма — так характеризуют его жанр, но у Хейнса, который в лучших своих фильмах изучает отношения людей, независимо от их пола или расы, всегда всё выходит за жанровые рамки. Судя по всему, нас здесь ждут запутанные и хрупкие семейные отношения, которые, возможно, будут разрушены извне (но это лишь мои догадки, подробности узнаем уже после премьеры).

«Рагу Додена Буффана», реж. Чан Ань Хунг (Франция)
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на фильм с незапоминающимся названием от француза вьетнамского происхождения. Любители кино помнят его вьетнамскую трилогию (лучший в ней — «Аромат зеленой папайи»). А этот фильм, на первый взгляд, самый «попсовый»: мир французской кухни 80-х, любовь шеф-повара и гурмана, которые совместно создают кулинарные шедевры. Опять же, красивые французские актеры Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель — необходимые ингредиенты для отличной романтической мелодрамы. Тем не менее жду, что Чан Ань Хунг смог привнести в эту ровную историю какую-то изюминку.