Кофейни третьей волны: как в Казахстане кофе стал искусством

14 марта 2023

Изображение: midjourney.com
Чем отличается кофе из Колумбии от кофе из Эфиопии? Что за альтернативные способы приготовления кофе? И почему пить кофе в Казахстане становится сложнее? Эти вопросы казахстанцы задают последние несколько лет. Кофейная индустрия пошла наперекор культуре потребления: пить кофе стало сложнее и тем самым интереснее. Авторка The Voice Media Динара Сарбасова в своей колонке разбирается в «кофейных волнах» и отношении к кофе как к искусству в Казахстане.

Для меня, как и для многих раньше, кофе был лишь продуктом для удовольствия — напитком, который можно было перехватить во время прогулки или на деловую встречу. С наступлением третьей кофейной волны кофе сам стал причиной таких прогулок и встреч: локальные кофейни приглашают на дегустации новых зерен, а бариста проверяют свои навыки в латте-арте на профессиональных чемпионатах. Что случилось и как мы к этому пришли?

Что такое «третья кофейная волна»
Концепция кофейных волн делит историю кофе и развитие его культуры на три этапа. Согласно ей первая кофейная волна относилась к кофе как к бодрящему напитку, ничего более. Кофе ценили не за вкус, а за эффект. Вторая волна дала начало кофейной культуре: первые крупные бренды, как, например, Starbucks, продавали не просто кофейный напиток, а опыт и эмоции от его потребления.

Третья же волна отрицает бренды и массовое потребление — она ставит во главу угла сам кофе. Это целая философия, которая учитывает все детали происхождения и производства кофе: качество зерен, прозрачность поставок, обжаривание и подачу кофе, а также устойчивость в производстве и потреблении. Кофейни третьей волны часто можно узнать по наличию собственной обжарки или предложениям альтернативных способов приготовления кофе.

Первая музейная эвакуация в истории Европы
Испания, которая на протяжении долгого времени была одной из самых богатых стран, оставила внушительное культурное наследие. Изящные картины в разные времена становились желанной добычей не только для разбойников и наполеоновских военных, но и для частных коллекционеров.
В 1936 году Испанию охватила Гражданская война. В августе этого года Мадрид впервые подвергся бомбардировке. Директор музея Прадо Франсиско Хавьер Санчес Кантон закрыл учреждение для посетителей на несколько дней. За это время работники музея начали эвакуировать экспонаты в подвал. Вывезти их оттуда удалось только 10 ноября: в грузовики погрузили работы Веласкеса, Тициана, Гойи и Тинторетто из коллекции Прадо, и бесценный груз уехал из Мадрида в Валенсию.
Позже, в 1939 году, министр иностранных дел Республики Хулио Альварес дель Вайо и заместитель директора Лувра Жак Жожар подписали соглашение, которое предусматривало передачу эвакуированных экспонатов Международному комитету. Около 70 грузовых машин прибыли к границе Франции, откуда начался их путь в Женеву. До окончания военных действий картины, которые оцениваются в целое состояние, хранились в Швейцарии.
Спасение «Джоконды»
Великая картина Леонардо да Винчи и другие экспонаты Лувра были спасены благодаря смекалке директора Жака Жожара. За десять дней до начала Второй мировой войны мужчина организовал секретную эвакуацию шедевров мирового искусства. Под предлогом реставрационных и ремонтных работ Жак Жожар закрыл Лувр на три дня. На протяжении 72 часов сотрудники паковали исторические реликвии разных цивилизаций и культур в сотни деревянных ящиков. Дороги Франции пополнились 37 конвоями, шедевры были отправлены в шато — тихие сельские местности Франции.

Отметим, что Лувр пережил одну из самых долгих оккупаций в своей истории. Всего немецкими солдатами было похищено 22 тысячи экспонатов из частных коллекций; многие из них позже были обнаружены в замке Нойшванштайн, который располагается на юге Германии. «Мона Лиза», к счастью, трофеем не стала и, пролежав несколько лет в неприметном деревянном ящике в замке Шамбора, после освобождения Парижа благополучно вернулась домой.
Самая быстрая эвакуация экспонатов в истории
Буквально в два дня произошла частичная эвакуация ценностей Эрмитажа в 1941 году. Осознавая угрозу войны, советское руководство начало готовить планы эвакуации культурных ценностей еще в 1939 году. Именно в этот год музею было отведено отдельное здание, где начали заготавливать ящики и упаковочный материал.
22 июня 1941 года Вячеслав Молотов объявил о начале войны. 1 июля эшелон с 500 тысячами экспонатов поехал в Свердловск (ныне — Екатеринбург). Второй эшелон с 700 тысячами предметами искусства отправили 20 июля, а третий состав отправить не удалось — кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось.
Сокровища Афганистана
Вооруженные конфликты, происходившие с 1978 года, не могли не оказать влияния на жизнь Кабульского музея, расположенного в непосредственной близости от столицы. Драгоценности, датируемые периодом от 2200 г. до н. э. до 200 г. н. э., прятали в самых неожиданных местах: в подвале гостиницы «Кабул», в заброшенных домах и квартирах.

На протяжении долгого времени в покинутых жилищах находили фрагменты золотых чаш, предметы из бронзы и слоновой кости, камня и терракоты с городищ Греко-Бактрийского царства Ай-Ханум и золотые артефакты из могил шести бактрийских кочевников. В 90-х музей Кабула был почти пустым, а позднее многие экспонаты всплывали на антикварных рынках Исламабада, Нью-Йорка, Лондона и Токио, где их продавали за сотни тысяч долларов. Остальные похищенные и утерянные сокровища хранятся в Америке, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 2004 году правительство Афганистана подписало документ о передаче кладов во временное хранение до тех пор, пока обстановка в стране не стабилизируется.
Культурное наследие Украины
Нападение России на Украину в феврале 2022 года и последовавшая за этим полномасштабная война не обошли стороной и культурное наследие Украины. С февраля было задокументировано более 800 эпизодов вывоза и уничтожений ряда культурных объектов и предметов.

Поселок городского типа Иванков в Киевской области серьезно пострадал от боев в первые дни войны, когда российская армия готовила наступление на столицу Украины. 28 февраля Украинский институт на своей странице в «Фейсбук» сообщил о пожаре в музее Иванкова, где хранилась большая коллекция картин украинской художницы Марии Примаченко, которой восхищались знаменитые Пабло Пикассо и Марк Шагал. Информации об изначальном состоянии коллекции было мало, искусствоведы опасались, что в огне погибли все картины Примаченко. Однако трое односельчан, рискуя жизнью, спасли из горящего музея 14 картин Примаченко и некоторые экспонаты.
Сейчас весь мир следит за войной, собирает гуманитарную помощь и поддерживает украинские проекты. Искусство Украины и ее материальные памятники культуры не остались в стороне. Во Франции был создан фонд Peace for art, который помогает художникам, покинувшим Украину, и тем, кто остались в стране, а также сотрудничает с культурными институциями, чтобы спасти наследие от уничтожения или похищения.
И все же в первую очередь спасением своей культуры занимаются сами украинцы: на улицах и площадях огораживали металлическими или деревянными щитами монументы, обкладывали статуи мешками с песком. Витражи станций киевского фуникулера обшили деревянными щитами, чтобы защитить их от ударной волны и мелких осколков. Из музеев продолжают эвакуировать экспонаты. По оценке министерства культуры Украины, российская армия уже вывезла коллекции 40 украинских музеев.