Кто еще задействован в лаборатории?
На данный момент человек 50, включая участников разных потоков и четырех действующих проектов. Мне интересен формат проектных работ: они создаются в свежем эмоциональном состоянии, там нет застоя. Люди могут прийти из разных сфер, поработать и уйти. Остаются ли они в Jolda? Конечно, срока годности здесь нет.
Каждый вкладывает свои деньги, время, ресурсы, и нас много. Даже если не будет получаться, это нормально. Мы будем пробовать еще и еще. Мы делаем это, потому что не можем не делать. Мое первоначальное желание было, чтобы люди, уходя из лаборатории, создавали свои театры. Будет 100 театров, и каждый найдет своего зрителя, я в этом уверена. Поэтому я всегда готова поддержать тех, кто хочет открыть свой театр.
Кто ваши зрители?
Зрители, как и участники Jolda, — это экспериментаторы, смелые люди, жаждущие нового. Зрители разного возраста, не люди танца, и всех объединяет ясность, осознанность в глазах. Они разрешают ошибаться и себе, и происходящему, настолько люди внутри спокойные. Театр — это связь с собой, и зрители готовы к этой связи. Готовы к непониманию, готовы разрешить себе побыть в неизвестности, проживать происходящее на сцене и внутри себя.
Какие отзывы вы получаете от зрителей?
После потоков и мастер-классов часто приходили отзывы: «спасибо, я чувствую себя живой». Одна женщина сказала: «Я ничего не поняла, но весь спектакль плакала». Мы можем не понимать словом, но понимать ощущением. И этот театр ощущений понятен всем, для это не нужно получать высшее образование, потому что мы все живые.
Я всегда говорю: все, что вы видите, что вы думаете, — все так и есть. Если вам кажется, что это классно, значит, это классно. Если кажется, что это детская самодеятельность, значит, это детская самодеятельность. Никого переубеждать не могу. Каждый считывает так, как ему понятно на данном этапе жизни. 500 зрителей — 500 историй, и все они верны.