Как ŞU ŞAŞU («Шу Шашу») меняет звучание Казахстана

Как звучат символы, оставленные пространством, и какие истории можно услышать через импровизацию и экспериментальную музыку? 13 декабря в bŪLt проект ŞU ŞAŞU представит свое шестое событие, на котором артисты создадут сонические легенды — звуковые интерпретации символических пространств, которые каждый из них будет «наследовать» и «преследовать» в своем творчестве. В этом уникальном эксперименте примет участие Стас Шарифулла, известный как HMOT, звуковой художник и исследователь.

Редакция The Voice Media решила поговорить с организаторами проекта, чтобы узнать больше о концепции мероприятия, его участниках и значении экспериментальной музыки в современном культурном контексте.
Что такое «Шу Шашу»

Проект «Шу Шашу» существует уже два года, и за это время он успел стать важной частью казахстанской сцены экспериментальной музыки. Основная цель проекта — это создание серии уникальных перформансов, в которых музыкальные и художественные концепции рождаются прямо в процессе работы участников сообщества.

Каждое событие — это результат глубокого взаимодействия музыкантов, художников и звуковых исследователей. Смыслом является не готовая программа, а именно тот процесс, в котором артистам предоставляется свобода интерпретировать тему по-своему. Таким образом, каждый участник не просто исполняет заранее написанную музыку, а создает собственный звуковой мир, который живет и меняется в моменте. Используются не только конвенциональные музыкальные инструменты, но и самодельные электронные устройства, а также разные материалы, которые помогают раскрыть новые возможности звука.

«Шу Шашу» организуется нечасто: каждая встреча требует тщательной подготовки и большой работы. Здесь важно не просто собрать артистов, а продумать концепцию, определить тему, подготовить пространство так, чтобы раскрыть потенциал участников и обеспечить нужную атмосферу для каждого перформанса.

Локальное сообщество

Концепция «Шу Шашу» построена на том, чтобы создать атмосферу, в которой люди исследуют необычное, экспериментальное звучание. Это требует не только специального интереса, но и определенной предрасположенности к восприятию нестандартных музыкальных форм. Такая специфика привлекает людей, которые осознанно выбирают участие в подобных событиях.

Так, кстати говоря, рождается и коммуникация с международными артистами. К примеру, в ноябре помочь изучить различные вокальные техники приезжал Алексей Коханов — художник голоса и саунд-артист из Берлина. Он провел трехчасовой воркшоп, который позволил освоить экспериментальные техники и раскрыть вокал с новых сторон.

Звук и его возможности

В «Шу Шашу» звук — это не просто музыка, а целый мир импровизаций и креативных экспериментов, где каждый элемент создается прямо на глазах у зрителей. Некоторые участники проекта активно вовлечены в процесс создания уникальных звуков, например разрабатывая собственные синтезаторы и звуковые устройства в рамках воркшопов. Здесь важно не сложное оборудование, а подход к процессу: используют простые материалы, модифицируют существующие девайсы и соединяют все это в новые, неожиданные формы.
Например, на одном из мероприятий участники использовали ракушки, встроив в них звукосниматели. Эти простые объекты превращались в источники звука, когда к ним прикасались, создавая необычные звуковые текстуры. Ракушки гармонично вписывались в визуальный ряд, становясь частью общей атмосферы.

Процесс создания таких звуковых объектов зачастую выглядит как настоящий эксперимент, где каждый участник может проявить себя и внести что-то новое. В рамках пятого события Aina, художница и исследовательница звуковых практик, провела перформативный эксперимент, в котором преобразовывала данные, получаемые от соприкосновения лазерной мыши с телом слушательницы, в звуковые волны. Целью эксперимента было узнать, могут ли акустические композиции, получаемые таким образом, восстанавливать гармонию и формировать новый уровень взаимодействия между телом, сознанием и звуком.

Иногда в звуковых исполнениях используются даже такие неочевидные материалы, как обычные коробочки или бытовые предметы, которые превращаются в модифицированные инструменты со звуковыми эффектами. Этот подход дает артистам свободу в создании аутентичного звучания. Главное в этом процессе не только результат, но и сам путь, который артисты проходят, исследуя новые формы и способы звукового выражения.

В «Шу Шашу», помимо звука, равноправным медиумом является свет. Как правило, световым художником создается инсталляция, учитывающая геометрию пространства и момент. Это творчество без границ, и каждый участник, как художник, вносит свой вклад в уникальную звуковую картину каждого перформанса.

Будущее

«Шу Шашу» настроен на дальнейшее расширение и развитие. Проект уже оказывает влияние на развитие экспериментальной музыки в Казахстане. Интерес к таким событиям, несмотря на ограниченную аудиторию, продолжает расти. Это показывает, что в Казахстане нужны новые, нестандартные формы искусства, и что люди, ищущие что-то необычное, готовы приходить и поддерживать такие проекты.

13 декабря «Шу Шашу» ждет тех, кто готов слушать и творить по-новому. Проект продолжает расти и искать новые формы выражения, напоминая нам, что даже в небольших сообществах могут рождаться идеи, способные менять культурный ландшафт. Возможно, именно такие события станут точками отсчета для будущих артистов, исследователей и экспериментаторов.