Театральный путеводитель по Казахстану: избранное

8 июня 2023

Драматург, театральный обозреватель и автор телеграм-канала «Оля ведет в театр» Ольга Малышева за эту весну объехала пять регионов страны, чтобы посмотреть спектакли в местных театрах, и дает рекомендации: где в Казахстане искать актуальный театр за пределами Астаны и Алматы.

Поездить по стране и посмотреть театры в небольших городах было моей мечтой в последние лет восемь. В 2018 году я была куратором казахстанского шоукейса независимого фестиваля «Откровение» в Алматы, который на протяжении пяти сезонов, с 2013 по 2018 год, собирал лучшие локальные и интересные зарубежные спектакли. С продюсером фестиваля Ольгой Султановой мы старались обращать внимание не только на Алматы и Астану, но и на областные центры. Уже тогда много интересного происходило в театрах Центрального, Северного, Западного Казахстана. А сейчас это определенно тренд: молодые режиссеры и арт-менеджеры всё чаще выбирают работу в небольших городах, где больше свободы и возможностей, потому что пока меньше конкуренции.

В конце прошлого года я придумала проект «Тут театр»: серию поездок в города Казахстана. В плане были пять городов, я начала свое путешествие в конце марта и закончила в конце мая. За это время у меня в телеграм-канале вышло 18 публикаций: интервью, лонгриды и обзоры, посвященные театрам разных городов. Я съездила в Кокшетау, Караганду, Темиртау, Актобе и Жезказган и хочу рассказать, почему внутренний «театральный туризм» в нашей стране не только возможен, но и увлекателен.

Это, конечно, не полный список театральных городов Казахстана, но о каждом из них я точно могу сказать: здесь есть что посмотреть,
Кокшетау

До Кокшетау из Алматы можно добраться на самолете: есть прямые рейсы по пятницам и воскресеньям, то есть самое то — слетать на уикенд. От столицы до областного центра — 300 километров, быстрее доехать на такси, но можно и по железной дороге: 4–5 часов практически на любом поезде, что курсирует с севера на юг страны и обратно.

Кокшетау — уютный, небольшой, очень светлый город с невысокими домами (здесь глаз просто отдыхает после столичных человейников) и бешеными ветрами. Здесь есть озеро в самом центре города и очень легко дышится.

Сюда я поехала за театральным феноменом: внутри государственного театра —Акмолинской областной русской драмы — работает продюсерский — Beisal. Его продюсер, он же директор АОРДТ — Бейбіт Салауат. Это он два года назад пригласил семерых выпускников столичного университета искусств к себе в театр и оборудовал для них камерное пространство — в подвальном помещении. Сейчас там экспериментальная сцена, настоящий андеграунд, а в репертуаре Beisal несколько спектаклей, которые уже с успехом проехали по республиканским и международным фестивалям.

Особенность театра — сильная актерская труппа и регулярное приглашение режиссеров, как из Алматы и Астаны, так и зарубежных. К примеру, на момент моего приезда, в АОРДТ работала постановочная группа из Грузии.

Цитата: «В творческом плане казахстанский театр должен всё равно пройти через реформы, выбрать свой путь. У нас есть свои национальные особенности, свой менталитет, и из этого, я думаю, появится что-то свое, новое. Режиссеры хорошие появятся, новые драматурги свои. И мы должны сейчас их всех подтягивать, давать работу, чтобы они воспитывались. Пусть это будет эксперимент. Но пусть это будет наше, современное» (Бейбіт Салауат, директор Акмолинского областного театра).

Что смотреть: «Лютый», «Сиротливый запад», «Хелладос».



Караганда

В Караганду из Алматы я обычно предпочитаю ездить поездом: ночь в дороге в комфортном купе — и на месте. Самолеты туда тоже летают, но расписание полетов не самое удобное, к тому же аэропорт находится за городом, в 30 километрах от центра. Из столицы в Караганду ходят автобусы и электрички, можно доехать и междугородным поездом, и на такси. Расстояние — чуть больше 200 километров.

В Караганде сразу три государственных театра — по меркам Казахстана это достаточно много. Тем более у каждого из них есть собственное здание — часто в областных центрах две-три театральные труппы делят одну сцену.

Здесь меня интересовал казахский драмтеатр имени Сейфуллина — и особенно его художественный руководитель Айдын Салбан. Салбан из тех молодых постановщиков, которых я определяю как «философов»: он любит переосмыслять классическую национальную литературу и постоянно ищет способы объединить традиции и современный театральный язык.

Айдын Салбан и директор театра Құрман Қалымов — такая команда новой формации. Это пока не самая популярная практика в стране — передавать большие театры в руки молодых менеджеров и режиссеров, но опыт показывает, что она эффективна. Именно такие театры оказываются на слуху у публики.

Особенность театра —роскошное новое здание в самом центре города. Это первое театральное здание, построенное в независимом Казахстане.

Цитата: «„Театр воспитывает“ — это звучит так громко и высоко. Спектакль ставит все-таки режиссер, а не театр. А как один режиссер может воспитывать целую область, целый народ? Мне кажется, смешно или иронично. Не воспитывать, а может быть, показать зрителю его самого. В театр человек приходит посмотреть на себя. Театр показывает реальную жизнь. Чем реальнее, тем сильнее театр» (Айдын Салбан, художественный руководитель театра имени Сейфуллина).
Что смотреть: «Текебұрқақ», «Атау-Кере».



Темиртау

Ну и если Караганда стала объектом вашей театральной турпоездки, загляните в Темиртау. До этого небольшого промышленного городка из областного центра — полчаса на машине. Вайб в городе совсем не такой, как в соседнем почти мегаполисе (население Караганды уже приближается к миллиону), зато здесь есть очень хороший театр.

Темиртауский ТЮЗ существует с 1990 года и в последние восемь-десять лет переживает настоящий ренессанс. Во-первых, на весь огромный центральноказахстанский регион он единственный, где собран крепкий репертуар для детей, подростков и молодежи. Во-вторых, здесь очень внимательно относятся к зрителям и созданию театрального комьюнити.

ТЮЗ постоянно участвует в локальных и зарубежных фестивалях, это редкий театр, в котором регулярно проходят читки современной драматургии — читают как казахстанских авторов, так и иностранных. Еще тут проводят встречи со зрителями в формате фуд-театр: актеры и публика вместе готовят что-нибудь вкусное, общаются и угощаются. На такие события в Темиртау приезжают даже из Караганды: у ТЮЗа есть целый карагандинский фан-клуб.

Особенность театра —в Темиртауском ТЮЗе впервые в региональном театре появилась камерная сцена формата блэкбокс (от англ. «черная коробка»). Это универсальная локация, которая подходит для театра любой формы, и ТЮЗ активно использует ее для спектаклей, читок и кинопоказов.

Цитата: «Когда мы начинали делать зрительские проекты, их было так много, и не все понимали, зачем вообще мы делаем эту работу. Нам казалось, что это никому не надо. А потом оказалось, что надо. Многое из того, что мы делаем, для публики в новинку. И люди говорят: блин, как круто, мы такого еще не видели» (Екатерина Авдюкова, заведующая литературной частью Темиртауского ТЮЗа).

Что смотреть: «Re: Обломов», «Тот самый день», «Вафельное сердце».Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.
Актобе

После прошлогоднего нового деления страны на области Актюбинская стала самой крупной. До Актобе есть прямые рейсы и из Алматы, и из Астаны, летают они каждый день, и добраться сюда не проблема.

В Актобе самый вкусный жент в шоколаде и два очень заметных театра — драматический имени Ахтанова и театр кукол «Алақай».

Единственный драмтеатр на всю огромную область — театр имени Ахтанова. В нем объединяются сразу две труппы: казахская и русская, сцену они делят по очереди. Но самое интересное, что здесь внутри государственного театра есть экспериментальный проект, который называется «Текемет», — это команда молодых артистов и музыкантов, собранная худруком театра Мейрамом Хабибуллиным. Это и было моей основной целью поездки в Актобе.

За год существования «Текемет» собрал и собственный репертуар, причем это разноплановые продукты. Есть театральные: иммерсивный спектакль «Ханшайым», фотоспектакль «Үнсіздік», готовится новая премьера — спектакль «Әйел». Есть и фильмы, и музыкальные проекты и видеоклипы.

Особенность театра —на базе театра имени Ахтанова уже шесть лет проводится международный фестиваль экспериментальных спектаклей Balausa — единственный в Казахстане.

Цитата: «Весь театр сейчас меняется, и эти изменения к лучшему. Я думаю, новая волна идет сейчас, и это не мы. В будущем эта волна накроет весь казахстанский театр. А мы, наше поколение — это ветер, который делает эту волну. А у будущего поколения уже будет конкретный путь, по которому они будут развивать казахский театр» (Мейрам Хабибуллин, художественный руководитель театра имени Ахтанова).

Что смотреть: «Гамлет», «Үнсіздік», Qadam Bas.
Жезказган

Добраться до Жезказгана стало для меня настоящим челленджем. Хотя рейсы и из Алматы, и из Астаны сюда есть каждый, ну или почти каждый день, однако это небольшие самолеты, и успеть купить билет, даже заранее, можно не всегда.

Улытауская область целиком состоит из степи. Отовсюду видно ровную линию горизонта, в нескольких десятках километров от города расположены исторические памятники времен Чингисхана, а сам Жезказган увешан логотипами «Казахмыса» — это удел любого моногорода, живущего за счет промышленности.

Местный казахский музыкально-драматический театр имени Кожамкулова, которому в прошлом году исполнилось 50, в 80-е и 90-е годы гремел по стране и миру, но в нулевые пришел в упадок. Чуть больше трех лет назад сюда пришел молодой арт-менеджер Досхан Сәкен и вернул команде веру в театр.

За последние пару сезонов здесь поработали несколько приглашенных режиссеров (Шағуан Үмбетқалиев из Алматы, Мейрам Хабибуллин из Актобе, Азамат Нигманов и Константин Денискин из Москвы), спектакли снова начали ездить на фестивали и брать призовые места, а зрители выстраиваются в очередь за билетами.

Особенность театра — в радиусе 500 километров от театра Кожамкулова никаких других театров больше нет, но команду театра это не расслабляет. Напротив, здесь при планировании репертуара в первую очередь ориентируются на запросы аудитории.

Цитата: «У нас большое пространство для эксперимента, где мы пробуем, что-то получается, что-то не получается. Отрицательный результат — это тоже результат. Значит, мы где-то неправильно поработали — давайте дальше работать. У нас любое движение вперед считается событием для театра. На театр нет давления, зато есть площадка для реализации любых амбиций» (Досхан Сәкен, директор театра имени Кожамкулова).

Что смотреть: «Сен және мен», «Көксерек», «Ғашықтар»..