«Поменьше яда, коллеги»: откуда берется токсичностьОксфордский словарь английского языка назвал прилагательное «токсичный» (toxic) словом года. С 2018 года количество просмотров страницы с толкованием этого слова на сайте словаря
увеличилось на 45%.
Словосочетание «токсичная атмосфера» чаще всего употребляется для описания невыносимой обстановки на рабочем месте, которая влияет на психическое здоровье сотрудников, отмечают лексикографы.
Интриги и мелкие конфликты, нарушение субординации и дисциплины, очевидное хамство — все это обтекаемо называют «нездоровой», «тяжелой» атмосферой в коллективе. Или токсичностью. Как выяснило
исследование центра Pew, многие миллениалы готовы уволиться из-за нездоровой атмосферы на рабочем месте.
Релоцирующиеся компании, усиливая свое присутствие в Казахстане, сталкиваются с дефицитом кадров в стране. По итогам первого квартала 2023 года безработица в среднем составляет 4,8%. Токсичность — серьезная проблема, которая может привести к текучке кадров. Сегодня люди достаточно высоко ценят эмоциональное благополучие, чтобы отказаться от работы, которая больше напоминает страдание.
— Несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание при собеседовании: не интервьюировать самостоятельно и пригласить заинтересованных коллег на закрытие этой вакансии — так токсичные качества у будущего сотрудника будет проще выявить.
Можно задавать потенциально токсичные вопросы, необходимо задавать нестандартные вопросы — импровизируя, интервьюируемый проявит личные качества. Не стоит забывать про ситуационные вопросы.
Я обращаю внимание на поведение людей: токсичные сотрудники часто критикуют, обесценивают коллег и их работу, не считаются с чужим мнением, распускают сплетни, вносят раздоры в коллектив, грубят, от них исходит пассивная агрессия, они могут позволить себе неуместные высказывания и шутки.
Токсичный коллектив опасен увеличением текучести кадров, не все готовы смириться, работая с токсичными людьми, которые их обижают, сплетничают о них, обесценивают работу. Разобщенность коллектива приводит к недомолвкам, сотрудники большую часть рабочего времени могут уделять время напряжению в работе, вместо того чтобы качественно выполнять обязанности. В таких ситуациях важен разговор. Токсичность — это недовольство не только собой, но и чем-то вокруг. Нужно попробовать найти, в чем проблема, дать четкую обратную связь, дать понять, что происходит с коллективом, компанией.
Если токсичный сотрудник не согласится на изменения в работе, то дать возможность удаленного формата работы, самый крайний выход — увольнение, — рассказывает Ирина Литвинова, HR-менеджер сети пиццерий «Додо Пицца»
Признаки нездоровой атмосферы на работеТоксичный коллектив узнать легко. В нем все равны, но одни люди «равнее других», может присутствовать переработка, жонглирование ответственностью, распространение слухов и сплетен, коллеги могут проявлять друг к другу пассивную агрессию, а могут устраивать и открытые скандалы. Также не исключено проявление эмоционального насилия: оскорбления, унижения (в том числе публичные), постоянно происходит нарушение личных границ.
Стрессоустойчивость — это способность человека эффективно справляться со стрессом, сохраняя эмоциональную стабильность, адаптируясь к изменениям и продолжая действовать эффективно даже в сложных ситуациях. Специалисты сервиса онлаин-терапии
Sezim рассказали о шагах, которые помогут проанализировать и немного стабилизировать ситуацию в токсичном коллективе.
— Как работа в токсичном коллективе влияет на состояние сотрудников?— Негативная атмосфера, постоянные конфликты и недружелюбное поведение коллег могут вызвать у сотрудников чувство постоянного стресса и тревожности. Насмешки, критика и унижение могут подорвать уверенность в себе и самооценку сотрудников. Они могут начать сомневаться в своих способностях и в собственной ценности как профессионала. В токсичном коллективе процессы взаимодействия построены преимущественно на манипуляциях, из-за которых фрустрируется базовая потребность, теряется ощущение безопасности и понятности, что приводит к эмоциональному выгоранию.
В токсичной среде сотрудники могут тратить много времени и энергии на разрешение конфликтов и урегулирование напряженных отношений. Это может отразиться на их производительности и качестве работы. Постоянный стресс и психологический дискомфорт могут оказать негативное воздействие и на физическое здоровье сотрудников. Это может проявиться в головных болях, проблемах со сном, сердечно-сосудистых заболеваниях и других физических симптомах.
— Как мы распознаем токсичный коллектив?— В коллективе постоянно возникают конфликты, а общая атмосфера напряженная. Сотрудники постоянно критикуют друг друга, шутят насчет чьих-либо ошибок или действуют враждебно по отношению друг к другу.
Царит общий отрицательный коллективный дух — сотрудники постоянно жалуются и критикуют клиентов, партнеров, коллег. Коллектив занимает позицию жертвы и вместо предложения решений находит оправдания, обвиняет во всем внешние события, людей, обстоятельства.
— А если противостоять таким неприятным коллегам?— Самое простое и мудрое решение — это честный и открытый диалог тет-а-тет, наедине. Обсудить, что стоит за подобным (токсичным) поведением? Что человек хочет донести до вас своими действиями и словами? Что его так беспокоит и напрягает в контакте с вами? Чаще всего, когда токсичная игра прерывается таким вот открытым диалогом вместо подыгрывания провокатору, этого уже бывает достаточно, чтобы негатив был ослаблен и остановлен.
Оставайтесь профессиональными. Важно сохранять профессиональное поведение, даже если другие люди ведут себя негативно. Избегайте вовлечения в конфликты и старайтесь поддерживать уровень вежливости и уважения. Важно установить границы и не допустить нарушения личного пространства. Стремитесь к открытой и конструктивной коммуникации.
Если проблема не уходит и ситуация продолжает ухудшаться, обратитесь к руководству или в отдел по управлению человеческими ресурсами. Объясните ситуацию и попросите поддержки в решении проблемы.
Работа с атмосферой в коллективе — это ответственность менеджеров подразделений и руководителей компании. Следовательно, решать проблему токсичности коллектива, а не одной личности в нем, должно руководство или HR. Именно они отвечают за культуру внутри компании.
Единственное, что вы можете сделать, это донести информацию до вышестоящего руководства и привести аргументы, как это влияет на общий эмоциональный фон и эффективность команды. Если они не будут готовы решать эту проблему — пожалуй, единственное, что вам остается сделать — покинуть это место работы.
Токсичные коллективы имеют свойство втягивать в свой стиль взаимодействия.