Итак, если растут цены, то это — инфляция. Мне нравится определение инфляции, как снижение покупательской способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен. Простыми словами этот процесс объясняется так: на одну и ту же сумму в разное время вы можете купить разное количество одного и того же товара. То есть вчера за 500 тенге вы могли купить 1 кг помидоров, а сегодня — только 0,5 кг.
Важно понимать, что контролируемая инфляция не так плоха, в большинстве случаев это критерий роста экономики и покупательской способности граждан. Однако если инфляция выходит из-под контроля и ее значение превышает 6–8 % в год, то это уже создает проблемы для экономики, бизнеса и граждан страны.
Кстати, официальная инфляция не всегда отражает реальный рост цен, потому что она рассчитывается из того, как растет стоимость только определенных товаров — потребительской корзины, которую правительство утверждает каждые пять лет. Потребительская корзина состоит из более чем 500 наименований товаров и услуг. Внутри самой корзины могут быть статистические расхождения, когда один товар вырос на 100 %, а другой, наоборот, подешевел на 100 %. Во-вторых, на рынке представлено множество товаров и услуг, и не все они попадают в потребительскую корзину и другие правительственные списки, зато их покупаем мы, обычные казахстанцы, и у них может быть совершенно другая динамика цен.
Другой фактор, влияющий на цены — доля импорта. Многие товары у нас импортируются: стройматериалы, одежда, техника, товары для дома и многое другое. Все это приобретается за доллары, а на цену влияют процессы, происходящие в стране-экспортере. Чтобы меньше зависеть от других стран, важно развивать собственное производство.
Это глобально, а что делать нам, потребителям, в условиях растущих цен?
В периоды кризиса первое, что необходимо сделать, — пересмотреть свой бюджет. Четко контролировать свои расходы. Возможно, отказаться от излишних трат или внести разнообразие в свои привычки.
Например, какие-то свои маршруты изменить и вместо такси использовать общественный транспорт, самокаты, велосипеды или добираться пешком.
Сократить расходы на питание бывает сложно, но в этой статье расходов есть пункты, которые можно либо исключить, либо оптимизировать. К примеру, отказаться от полуфабрикатов из магазина и делать заготовки самим, отказаться от доставки, брать обеды с собой на работу. Или хотя бы заказывать еду реже. Особо продвинутые могут составить меню на неделю и закупать продукты согласно этому плану — таким образом не будет лишних трат на продукты, которые не будут использованы, следовательно, испортятся и будут выброшены. Составляйте списки и покупайте продукты сразу на неделю, желательно на оптовых рынках: так вы существенно сэкономите. Еще один плюс: овощи, фрукты и молочные продукты на рынках свежие.
Здесь нужно оговориться: если экономия от поездки на рынок составит меньше, чем вы можете заработать за то же время, то тогда лучше либо делегировать кому-то закупку продуктов, либо отказаться от такого рода экономии в пользу повышения дохода.
Еще можно покупать какие-то товары в больших объемах. Особенно удобно покупать так бытовую химию — она может храниться долго. Так, упаковка стирального порошка в 9 кг в итоге будет стоить дешевле трех пачек по 3 кг каждая.
Изучите свои расходы на развлечения и походы в кино, косметику и одежду. Если бюджет позволяет, то необязательно отказываться от любимой чашки кофе, но можно сократить посиделки в кафе, переместившись с друзьями на кухню или организовав пикники. Одна моя знакомая все встречи проводила, по предварительной договоренности, на алматинском терренкуре: для нее важнее была ходьба, а отсутствие лишних трат было просто бонусом.
Планирование помогает упорядочить расходы. Классический пример — меню и списки покупок. Точно так же можно планировать любые крупные покупки: от бытовой техники до путешествий, а раннее бронирование или выкуп билетов бывают очень выгодными.
Помните, как дядя Фёдор из Простоквашино говорил: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное»? Немного перефразирую: иногда деньги можно получить, если продать то, чем вы не пользуетесь.
Проведите ревизию своих вещей, заодно это поможет избавиться от хлама, а на вырученные деньги, к примеру от продажи старых гаджетов, можно купить то, что актуально сейчас.
Отсюда еще одно правило: как только вы что-то хотите купить, потому что грустно, или «это такая прелесть», или «а почему бы и нет», вспомните, сколько всего есть у вас дома и сколько из этого вы потом раздаете, дарите или просто выбрасываете.
Другой отрезвляющий лайфхак: перед тем как купить вещь не первой необходимости, посчитайте, сколько времени вам нужно поработать, чтобы ее купить. Допустим, ваша зарплата 300 000 тенге в месяц. При восьмичасовом рабочем дне пять дней в неделю вы работаете примерно 160 часов в месяц, то есть час вашей работы стоит 1 875 тенге. И если очередные джинсы стоят 25 000 тенге, то значит, вам нужно поработать чуть больше 13 часов, чтобы их купить. Если вам действительно нужна эта вещь — замечательно, но если это двенадцатые брюки в вашем гардеробе, то может, пока эти деньги отложить? Допустим, на финансовую подушку безопасности.
Примеров оптимизации расходов очень много. Если вы зададитесь такой целью, то сможете подобрать комфортные и интересные варианты именно под себя.
При этом помните, что нельзя кидаться из крайности в крайность — в тотальную экономию. Это тоже чревато последствиями. Как говорится, на здоровье не экономят. Им лучше заниматься всегда вовремя, так как лечение может обойтись гораздо дороже, чем профилактика.
Помимо всего этого, также важно увеличивать свой доход. Сократить расходы — это хорошо, но повысить доход — это уже комбо! Способов может быть множество: развиваться в своей профессии, повышать знания и компетенции, увеличивать клиентскую базу или реализовывать более крупные проекты, поднять цены на свои услуги. Можно изучить новые сферы и брать подработку. Или полностью уйти на другую работу с бóльшим окладом. Наконец, можно запустить свой бизнес или стать соучредителем. Смотрите, что ближе и удобнее для вас, здесь вам поможет креативность.