Канны и Венеция: в чем секрет казахстанского режиссера Адильхана Ержанова

Фото: Instagram/ adilkhan_yerzhanov
Каннский кинофестиваль, Венецианский и Международный кинофестиваль азиатского кино — это лишь часть крупных киномероприятий, уделивших особое внимание фильмам Адильхана Ержанова. Казахстанский режиссер за 17 лет своей работы создал узнаваемый почерк и теперь завоевывает международные кинофестивали и кинопремии. В новой колонке авторка The Voice Media Динара Сарбасова разбирается, в чем секрет кино Адильхана Ержанова и что отличает его от других.
Профессиональный взгляд

Каждый фильм Адильхана Ержанова — результат его глубокой интеграции во все этапы производства. Он не только режиссер, но и сценарист и монтажер всех своих картин. Сам процесс создания фильма он называет одной большой и интересной историей.

Адильхан Ержанов окончил режиссёрский факультет Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова и продолжил свое обучение на стажировке в Нью-Йорке. Профессиональное образование Ержанова во многом определило его отношение к фильмам и работе над ними. В интервью Harper’s Bazaar режиссер рассказал, как снимает и сам монтирует свои фильмы: за считаные дни, и лишь те кадры, что непосредственно войдут в окончательный монтаж, определяя эту систему термином camera cutting.

«Многие снимают „на всякий случай“, думая, что, чем больше вариантов, тем лучше. Я считаю, что это неправильно. Режиссер должен создавать свой фильм не на монтаже, а на площадке. Режиссеру иногда важно вычленять частное от общего, главное от неглавного. Если все в кадре служит общей идее, то нужно уметь останавливаться. Я всегда говорю: лучшее — враг хорошего», — Адильхан Ержанов.
Художественная вселенная


Работа Ержанова как сценариста заметна невооруженным глазом. Так, большую часть своих историй он помещает в село Каратас, создавая свою сюрреалистичную киновселенную. В интервью Harper’s Bazaar казахстанский режиссер делит каждую историю на две части: «чистейший реализм» и «нечто фантасмагорическое».

Например, в фильме «Чума в ауле Каратас» реализм государственной структуры аула встречается с сюрреалистичной чумой — она поражает население, провоцируя опустошение улиц и ритуальные танцы, и на самом деле символизирует коррупцию в масштабах одного села. Такое сочетание позволило Ержанову не просто раскритиковать проблему коррупции, а взглянуть на нее шире — как на следствие мировоззрения и ментальности казахстанского общества, что он и отметил на первом показе фильма в Алматы. Сама картина получила сразу несколько наград, в том числе приз NETPAC за лучший азиатский фильм на Международном кинофестивале в Роттердаме.
Кадр из фильма «Чума в ауле Каратас». Фото: adilkhanyerzhanov.com
А в фильме «Улболсын» село Каратас становится местом действия борьбы героини Асель Садвакасовой с патриархальным миром, в котором она намерена спасти младшую сестру от нежеланного брака. Сюрреализм здесь так же определяется населением Каратаса: следователи отказывают в помощи и ведут себя искусственно глупо, а многочисленные жены уважаемого врача, за которого хотят выдать сестру героини, настаивают на ритуалах «изгнания духов» перед свадьбой. Мировая премьера картины «Улболсын» прошла в рамках 24-го Таллиннского кинофестиваля Black Nights («Темные ночи»), где была признана «лучшим азиатским фильмом».

Кадр из фильма «Улболсын». Фото: adilkhanyerzhanov.com

Команда как семья


Съемочная команда фильмов Ержанова переходит из одной его картины в другую. Художник-постановщик, Ермек Утегенов, остается неизменным, композитором последних нескольких фильмов выступил Галымжан Молданазар («Черный, черный человек», «Голиаф», «Штурм»), и актерский состав картин Ержанова узнаваем: в него часто входят знаменитые казахстанские актеры Динара Бактыбаева, Санжар Мади, Асель Садвакасова, а Данияра Алшинова режиссер снял в главной роли чуть ли не шесть фильмов подряд. В интервью Ержанов отмечает, что подбирал актеров «как ключи, по главному принципу: они талантливые и естественные».

Постоянный актерский состав раскрывает способности как самих актеров, так и режиссера. Особенно Ержанов любит «снимать по-разному» Данияра Алшинова и сам признается, что хотел бы быть с ним как режиссер Мартин Скорсезе и актер Роберт Де Ниро в казахстанском масштабе. Первой их совместной работой стал фильм «Черный, черный человек», где актер исполнил роль следователя, вынужденного в коррумпированной среде впервые провести настоящее расследование убийства ребенка. А в картине «Бой Атбая» Алшинов исполнил роль яркого и неоднозначного бандита Атбая, который решает принять участие в уличном бою с заранее предрешенным победителем. За эту роль Алшинов получил награду лучшего драматического актера на международном конкурсе IMDB в Нью-Йорке.

Кадр из фильма «Бой Атбая». Фото: adilkhanyerzhanov.com

Объективность

Режиссер отказывается от участия зрителя в фильме. В интервью он объясняет, что в работе над картинами добивается дистанции между историей и зрителем, который смог бы воспринять ее «со стороны».

Кадр из фильма «Ласковое безразличие мира». Фото: adilkhanyerzhanov.com

Так, несмотря на то, что в своих фильмах Адильхан Ержанов критикует социальные проблемы казахстанского общества, он отказывается от каких-либо отсылок к реальным событиям и возможной актуальной составляющей. Режиссер старается взглянуть на эти проблемы шире и под другим углом. Во многом взгляд «со стороны» также определяют спокойные статичные кадры, в которых происходят действия персонажей — кстати, часто неоднозначных, которым сложно сочувствовать, и придающим истории объем. Эта формула и создала неповторимое кино Адильхана Ержанова, не перестающее удивлять с каждым фильмом все больше и больше.