«Вдох-выдох»: как прошла выставка художников Филиппа Никонова и Севы Демидова

Сегодня Алматы можно назвать культурным центром страны. Здесь творческие люди находят вдохновение и возможность делиться своими работами на широкую публику. В середине апреля в 101 dump gallery прошла совместная выставка двух необычных художников. Зрители увидели смелые картины Филиппа Никонова и яркие головные уборы Севы Демидова. Авторка The Voice Media Динара Сарбасова посетила выставку, поговорила с Демидовым о его работах и поделилась своими впечатлениями.

Выставка Никонова и Демидова началась 19 апреля и продолжалась неделю. Мне повезло успеть прийти в последние дни выставки, в которые Сева Демидов продолжал встречать гостей и рассказывать о представленных работах.

Демидов напомнил, что выставка называется «Вдох-выдох, или Приключения красного коня». Как он объяснил, имя его коллеги Филиппа означает «любящий коней», и, как можно заметить, красный конь присутствует на многих картинах художника — «красная нить его творчества».
Сева решил поддержать Филиппа и принял вместе с ним участие в выставке. Он не в первый раз выставляет свои работы совместно с другими художниками. Необычные головные уборы Демидова сплетаются в тандеме с картинами Никонова — у зрителей разбегаются глаза, и они стараются уделять должное внимание каждой работе.
Ценность головных уборов
— Всю свою жизнь занимаюсь этим. Я в свое время окончил АГУ (сегодня КазНПУ имени Абая. — Примеч. ред.), художественно-графический факультет. Я начинал как традиционный художник, занимался в большей степени графикой. Позже мне захотелось уйти в прикладную область, и так я начал заниматься головными уборами.

Шапки — это необычное художественное выражение. Сева рассказал мне, почему выбирает именно их.

— Мне всегда интересен эксперимент и поиск новых изобразительных средств. Плоскость всегда технологически ограничена, а шапка — это объемный предмет, который при должном уровне развития фантазии позволит сделать все что угодно. Между картиной и зрителем всегда существует дистанция. А я хочу, чтобы зритель мог окунуться в новый мир и почувствовать что-то новое. Поэтому я и разрешаю всем трогать, мерить шапки.

Контакт со зрителем
Тактильность, которую позволяет художник, дарит зрителям новые ощущения.

— Несчастных людей больше, чем счастливых, гораздо. А эти необычные шапки позволяют человеку на какое-то время выйти из привычного состояния и перезагрузиться. У этих головных уборов много разных функций, в том числе и функция аккумулятора. Человеческое внимание — это энергия. Представьте, если человек в такой шапке по городу пройдет, волей-неволей на него очень многие обратят внимание. К тому же есть такой терапевтический момент, что эти головные уборы стимулируют развитие смелости, независимости от чужого мнения. Вот надену, мне нравится — и все. Что обо мне подумают — уже не так важно.
Что также необычно для Севы как для художника — он продает свои работы.

— Так как я трачу много энергии на изготовление своих работ, мне хочется эту энергию в качестве обратной связи получать от зрителей и покупателей. Вот Филипп не хочет продавать свои работы. Помимо того, что он художник, у него есть и другие источники дохода. Я себя целиком посвятил творчеству, поэтому я все свои работы продаю.

Демидов продает не только готовые головные уборы, но и элементы для их изготовления.

— Я называю это «арт-специи». Это декоративные элементы, которые я сам создаю. Их могут приобрести желающие и украсить свой головной убор. Здесь и ткани, и фетр, и акрил, и пуговички, и тесемочки, и войлок — самые разные материалы.

Выставка как в сказке
Так как мой разговор с Демидовым был в предпоследний день выставки, мне стало интересно, что здесь происходило в первые дни.

— Открытие выставки было очень интересным. За час до него везде отключили свет, а уже начинало темнеть. Я встал перед входом в галерею и встречал зрителей. Их становилось все больше, а свет не давали. Зрители-то пришли посмотреть на выставку. Я решил, что надо зайти, и попросил всех включить фонарики на смартфонах. Работники галереи зажгли свечи. Такой волшебный момент был: все заходили в темноту, не спеша, как в какую-то сказку. Атмосфера была дружественная, фуршет тут был, шампанское.

Галерея 101 dump gallery, в которой проходила выставка, — это настоящий подвал искусства. Здесь можно заказать напитки в баре, приобрести открытки, винтажные вещи и послушать пластинки.

— Приходила группа знакомых мне мастериц из Бишкека, были и молодые люди из Швейцарии и Франции. Приезжала женщина, ей уже восьмой десяток. Она сказала, что двенадцать лет назад увидела мои шляпы на каком-то празднике, запомнила их и сделала фотографии. Показывает мне и говорит: вот, Сева, какой вы были молоденький. Очень приятно.

Я еще делаю небольшие шляпы для домашних питомцев. Она купила одну из них — в память о своем умершем коте. У меня самого есть кошечка, но животные, конечно, такие головные уборы не приветствуют. Разве что для фотосессии: трое будут держать, а четвертый — фотографировать.

Головных уборов на выставке было представлено несколько десятков, и каждый из них был интересным и детализированным. Я узнала у Демидова, изготавливал ли он их для этой выставки.

— Нет. Я их делал, потому что не могу их не делать. Это смысл моей жизни. Мне хочется делать людей счастливыми и помочь им выйти из сумрачного состояния. Я, конечно, идиот, потому что обычно люди занимаются тем, что могут продать. А эти шапки не вписываются ни в какие привычные рамки. Но это и есть настоящий путь художника, на самом деле.