Как Вероника Ким меняет казахстанское общество с помощью шуток

Ориентиром развития казахстанского стендапа принято считать российский, за основу которого была взята американская традиция. В то время как в США первые комики, многие из которых были писателями и журналистами, создавали себе имя на критике власти и высмеивании новых законов, стендап в России начинался с унизительных и оскорбляющих монологов, а также отыгрышей КВН. В Казахстане стендап стартовал альтернативой русскоязычному контенту и самостоятельным направлением комедии. Так казахстанские стендаперы пошли по автономному пути от российских коллег.

В современных реалиях стендап может стать площадкой для распространения стереотипов и предрассудков. Для современных казахстанских комиков становится нормой использовать стендап как инструмент просвещения, основываясь на стремлении к равноправию и разнообразию.

Вероника Ким стремительно набирает медийность среди комикесс на отечественной стендап-сцене. «Ей просто повезло, она просто девочка», — такие комментарии спустя 7 лет творческого пути продолжает получать в свой адрес комикесса. Популярность Вероники стала ответом на гендерный дисбаланс в стендапе и обилие сексистских комментариев в ее адрес.

Авторка The Voice Media Айжана Шайкенова в новой колонке рассказывает, почему важно смотреть ютуб-проекты с Вероникой Ким и как ее стендап-монологи учат зрителей идеям бережности и сострадания.
Творческие люди формируются с детства

Вероника Ким — стендап-комикесса и сценаристка из Алматы, участница списка Forbes «30 до 30», резидентка Stand Up Jeltoksan и соведущая популярного подкаста Aitpa в Ютубе.

Будущая комикесса родилась в Атырау, но большую часть жизни провела в Уральске. В интервью Forbes девушка рассказала, что росла достаточно закрытым ребенком и была не уверена в себе. Несмотря на страхи, Вероника смело открывала для себя разный досуг: ребенком мечтала стать певицей, подростком совмещала волейбол и занятия танцами, в выпускных классах изучала театральное искусство. Поступила в Международную академию бизнеса, а после первого курса отправилась во Францию, где проучилась семестр в Руанской бизнес-школе по программе обмена. На последнем курсе организовала женскую команду КВН «Ассорти», после этого погрузилась в изучение комедии как отдельного и самостоятельного жанра. В 2015 году вместе с друзьями начала посещать первые «открытые микрофоны», а спустя два года — организовывать их самостоятельно.

О чем шутит стендап-комикесса

Долго работая в корпоративной сфере, девушка откладывала финансы, чтобы независимо заниматься стендапом. Основной темой для монологов Вероники стало взросление: как современная девушка встает перед выбором своего жизненного пути. На сцене Вероника рассказывает, как находит в себе силы принимать решение без оглядки на общество и чьи-либо ожидания.

Сольный стендап-концерт «Только никому не говори!» посвящен любви к себе, бережному отношению к ментальному здоровью и к чувствам окружающих, даже к чувствам бывших — сквозь призму личного опыта и комического взгляда на жизнь. Также она шутит о том, как изменилась ее жизнь после похудения на 55 килограмм, об одиночестве в 30-летнем возрасте и необычном опыте работы.

Она шутит на вечные темы отношений, семьи и секса, но с другой интонацией — она встает в центр повествования не через призму восприятия мужчинами, а осознавшей себя. Вероника выбирает наглую подачу, активную жестикуляцию, громкий смех и оставляет обсценную лексику в монологе, опровергая ожидания от женского «хорошего» поведения на сцене. Концерт набрал более одного миллиона просмотров в Ютубе, коллеги отмечают Веронику за плотность шуток, а зрители в зале благодарят за возможность посмеяться в безопасном пространстве.

Осенью прошлого года вышел первый выпуск проекта Aitpa с гостем Ануаром Нурпеисовым, где Вероника и ее коллеги Мадияр Нурманбетов и Дамир Нурсеитов размышляют об уходе эпохи Назарбаева, пытаются понять, как мобилизация в России повлияла на их жизнь в Алматы, и задаются вопросами о проблемах маленьких городов Казахстана. Для аудитории стендап-комики и сама Вероника становятся рефлексирующими казахстанцами, которые размышляют о том, как меняется или не меняется Казахстан и как мы справляемся (а чаще не справляемся) с этими переменами. Параллельно в сольном концерте Вероника шутит на тему расставания во время блокировок интернета в Казахстане.

В следующих выпусках Aitpa Вероника под соусом иронии начинает задаваться другими вопросами, которые показывают героев в не самом удобном свете — например, у казахстанского предпринимателя Бейбита Алибекова она уверенно спросит, знает ли он о существовании микрокредитов. В качестве реакции зрители получат растерянность крупным планом во взгляде Бейбита. По данным «Первого кредитного бюро», у 77 процентов экономически активного населения Казахстана оформлены кредиты. Юмор Вероники способен делать легкими действительно тяжелые для казахстанского общества темы и при этом не быть оскорбительным.

В выпуске с комиком Вячеславом Никифоровым обсуждается культура отмены и ответственность за шутки. Вероника придерживается концепции ненасильственного юмора: она не хочет, чтобы ее юмор обижал кого-то — ее этический выбор способен если не формировать, то закреплять в обществе экологичные нормы коммуникации.

Как взрослеет Вероника

В других проектах, где Вероника выступает приглашенной гостьей, она пытается сместить акцент разговоров на самую важную для нее проблему — репрезентацию женщин в стендап-комедии. Общественные предрассудки, чужие ожидания и уязвимость — то, о чем рассказывает Вероника в интервью и рефлексирует перед аудиторией, не боясь хейтерских комментариев. Посыл Вероники постепенно сдвигается в сторону донесения до зрителей копившейся годами боли о видимости женщин в Казахстане. Такой дискурс представителями и представительницами стендапа, способствует устойчивым и длительным изменениям в казахстанском обществе.

Закон равной свободы, который был сформулирован английским философом и социологом Гербертом Спенсером, предполагает уважение к личным границам «любого другого человека». Юмор как явление не зависит от пола, показывают исследования, которые включают в себя также сканирование мозга. И женщины, и мужчины шутят и оценивают чужие шутки одинаково.

Женские монологи в стендапе — инструмент и свидетельство очередной эмансипации, а отказ воспринимать женщин в стендапе может усиливать архаичные предрассудки и стереотипы.