Вторая жизнь вещи: что такое ресейл и как он меняет индустрию моды

Иллюстрация;
midjourney.com
Сегодня индустрия моды переживает огромные изменения. Теперь винтаж — это не только бабушкин старый сервиз, но и целые модные коллекции люксовых брендов, которые можно встретить как в образах знаменитостей на красных дорожках, так и на гаражных ярмарках или в локальных секонд-хендах. Так, согласно данным платформы маркетинговых исследований Gitnux, индустрия перепродажи вещей растет в 21 раз быстрее, чем привычный нам ретейл. Что такое ресейл, как умирает цикличность моды и почему винтаж привлекает все больше покупателей — рассказывает авторка Динара Сарбасова в новой колонке для The Voice Media.

Ресейл — это процесс перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. Основными идеями ресейла являются духовная ценность вещей, экологическое сознание и свобода стиля. Первыми площадками перепродажи были веб-сайты типа eBay, Amazon, а в Казахстане — OLX. Позже рынок переместился на специализированные маркетплейсы, гаражные распродажи и в секонд-хенды, в том числе селективные — магазины, которые тщательно отбирают одежду и часто предлагают покупателям товары мировых люксовых брендов.

МАСШТАБЫ НОВОГО ТРЕНДА
В 2022 году пользователи интернета были поражены появлением американской звезды Ким Кардашьян в винтажном платье Мэрилин Монро, в котором певица исполнила свое знаменитое поздравление с днем рождения президента США Джона Кеннеди в 1962 году. Спустя два года смелые решения знаменитостей отдать дань истории и винтажным коллекциям модной одежды перестали удивлять — они лишь задают новый тренд на ресейл и осознанное потребление.

Тренд на перепродажу вещей подкрепляется не только образами знаменитостей, но и мировыми брендами. Gucci, Balenciaga и Alexander McQueen в числе первых отличились кампаниями перепродажи своей одежды, а бренд сумок Chloé и вовсе создал свою технологию Chloé Vertical, направленную на гарантию подлинности вещей из своих коллекций и возможности их дальнейшей перепродажи.
Технология Chloé Vertical. Фото: chloe.com
Согласно отчету маркетплейса перепродажи ThredUp за 2023 год, ожидается, что глобальный рынок ресейла увеличится до 350 миллиардов долларов уже к 2027 году, а онлайн-рынок только в США достигнет 38 миллиардов долларов, увеличиваясь на 21% каждый год. А еще ThredUp указывает, что 2 из 3 ретейлеров интегрируют в свою систему ресейл в целях долгосрочного роста продаж компании.
ЧЕМ ПРИВЛЕКАЕТ
Экологическое сознание — одна из главных идей ресейла. Локальные селективные секонд-хенды, онлайн-площадки, обычные продавцы и даже крупные бренды объясняют свою деятельность желанием защитить окружающую среду — так при должном уходе старая вещь обретет вторую жизнь в руках нового владельца и не окажется в горах текстиля на свалках, которые выделяют парниковые газы и загрязняют воздух. Положительный эффект перепродажи очень заметен: в том же отчете ThredUp за 2023 год указывается, что рынок ресейла сокращает выбросы углерода в среднем на 25%.

Бывает и такое, что вещь повреждена — на ней может быть небольшая дырка или отошедший цветной принт. Сторонники ресейла часто дают шанс и такой одежде и находят в ней свободу для своего творчества: вещь перешивают, разрисовывают или делают элементом другой вещи. Это модное решение получило название «кастом» и развивается, в том числе в Казахстане, — например, кастомные вещи онлайн-магазина ekinshi_custom украшаются петчворком и интересными композициями из лоскутов старых изделий.

Кастомная рубашка. Фото: instagram.com/ekinshi_custom

Идея второй жизни вещи раскрывается не только в положительном эффекте на экологию, но и в ее духовной ценности. Именно ценность становится одной из главных причин для потребителей приобрести старую вещь — сразу после ее качества и принадлежности к какой-либо модной коллекции. Как и в искусстве, самым желаемым предметом становится тот, что обладает историей. Например, в 2022 году американская актриса Зендея появилась на красной дорожке в винтажном платье из коллекции бренда Valentino 1992 года, которое также надевала знаменитая супермодель Линда Евангелиста.

Другая привлекательность ресейла — свобода стиля. На вешалках секонд-хендов могут оказаться как вещи из коллекций 00-х, так и настоящий винтаж 80-х. Площадки перепродажи предлагают покупателям образы из вещей разных стилей и разных эпох.

Такое разнообразие особенно актуально в современном мире моды, трансформирующемся из-за влияния социальных сетей. Последние несколько лет исследования и модные СМИ указывают на постепенную смерть теории о «цикличности моды», которая заключалась в возвращении и переосмыслении модных элементов каждые 20 или 30 лет. Однако этой смерти способствовал не столько рынок перепродажи, сколько микротренды, появившиеся под влиянием социальных сетей, — яркие тенденции в мире моды, которые существуют максимум 1–2 сезона. Их непродолжительность и частая непрактичность лишь обогащают рынок перепродажи и дают шанс приобрести вещи другим покупателям.
НЕОДНОЗНАЧНОЕ БУДУЩЕЕ
Во многом ресейлу предсказывают стремительный рост, увеличивающийся каждый год. Более того, его идеи и влияние на экологию привлекают все больше и больше людей. Однако англоязычный медиаресурс WWD приводит интересные комментарии экспертов и аналитиков о неустойчивости бизнес-модели рынка ресейла.

Первой проблемой рынка ресейла аналитики выделяют эксклюзивность вещей — в разнообразии старой одежды покупателям редко удается найти эксклюзивные товары по доступной цене, вследствие чего интерес к винтажу либо может совсем пропасть, либо превратиться в настоящий «поиск сокровищ». Вторая проблема — культура потребления. Финансовый аналитик Эдвар Юрума, несмотря на обеспокоенность миллениалов и поколения Z защитой окружающей среды, сомневается в их отношении как ответственных потребителей к вещам, приобретенным на рынке ресейла.

Ресейл с каждым годом стремительно развивается и как стиль жизни, и как крупный рынок. Его идеи отвечают актуальным глобальным проблемам, а покупателям дают свободу стиля и творчества. Вопреки рискам рынка и его будущему, нам, как потребителям, не будет лишним сделать шаг навстречу ресейлу и найти свою идеальную вещь.