В объективе фотожурналистов спутанное сознание в «лагере ведьм», представительница нью-йоркского дрилла и альпакера из Перу.

Мир глазами фотожурналистов: победители World Press Photo — 2023

26 апреля 2023

Фото Chad Ajamian
World Press Photo — это престижная международная премия, ежегодно отмечающая выдающиеся достижения в области фотожурналистики. Основанная в Нидерландах в 1955 году, она стала одним из самых уважаемых и влиятельных конкурсов фотографии в мире.

В нем все работы разбиты на четыре категории: одиночные фотографии, репортажи, долгосрочные проекты и открытая категория. Конкурсные работы оцениваются региональными жюри в шести регионах мира: Африке, Азии, Европе, Северной и Центральной Америке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Океании — в зависимости от региона, в котором они были сделаны. В свою очередь региональные жюри готовят собственные подборки работ, из которых глобальное жюри выбирает победителей глобального конкурса.

В качестве жюри выступают эксперты в области фотожурналистики, которые оценивают работы исходя из их содержания, техники, эстетики и значимости.

Региональные победители получают по 1 000 евро, а четыре глобальных победителя — дополнительно по 5 000 евро. Все работы, занявшие призовые места, демонстрируются на Всемирной выставке в течение года, публикуются на сайте World Press Photo и в социальных сетях, а также издаются в виде книге на нескольких языках. Помимо премии, все фотографы-победители принимают участие в публичных мероприятиях, открытых выставках и лекциях в течение года.

«Фотографии, которые мы выбрали по итогам 2022 года, отражают суть этого момента во времени и послужат историческими документами, над которыми будут размышлять и учиться будущие поколения», — сказал Брент Льюис, председатель глобального жюри конкурса 2023 года.

«Большое Забвение» (The Big Forget), фотограф Ли-Энн Олвадж
Африка

В центре снимка — Сугри Зенабу, мангазия –– так называют женских лидеров общины из «лагеря ведьм» в Гамбаге, сидящая в окружении горожан Гамбаге в Гане. Лагерем ведьм называют места, в которых изгнанные из родных деревень по обвинению в колдовстве люди.
«Похороны Ширин Абу Акле» (Shireen Abu Akleh’s Funeral), фотограф Майя Левин
Азия

Израильская полиция избила скорбящих, сопровождавших гроб с телом журналистки катарского телеканала «Аль-Джазира» Ширин Абу Акле, на похоронах в Восточном Иерусалиме. Полиция запретила людям нести гроб пешком по городу, поскольку скорбящие скандировали: «Мы приносим в жертву свою душу и кровь за тебя, Ширин».
«Пассажиры» (Passengers), фотограф Сезар Дезфули
Европа

Альфа Умар родом из Гвинеи, где он был писателем, изучал литературу. Из-за экономических трудностей он решил эмигрировать в Европу. В августе 2016 года Альфа был помещен в приют в Бриндизи, Италия, после долгого путешествия, которое проходило через пол-Африки: Мали, Алжир и Ливию. В конце концов итальянские власти выдали ему вид на жительство, и он нашел работу по сбору фруктов в Паладжано, Италия. Альфа Умар мечтает воссоединиться со своей женой в Италии и продолжить литературную деятельность.
«Голос Нью-Йорка — это дрилл» (The Voice of New York Is Drill), фотограф Эшли Пенья
Северная и Центральная Америка

Дрилл — это стиль трэп-музыки, зародившийся в южном Чикаго в начале 2010-х годов. Эта музыка передает культуру уличных банд и городских улиц.
Kenzo B (Бронкс, Нью-Йорк) — одна из немногих молодых и перспективных женщин-артистов на бруклинской дрилл-сцене. Хотя было и есть много исполнительниц, однако преимущественно в этом жанре выступают мужчины.
«Альпакерос» (Alpaqueros), фотограф Алессандро Чинкве
Южная Америка

Алина Суркисья Гомес –– фермерка, выращивающая альпак, их здесь называют альпакера, в третьем поколении, прижимает к себе детеныша альпаки по дороге к летнему пастбищу своей семьи в Оропеса, Перу.
«Австралийские наводнения в инфракрасном диапазоне» (Australian Floods in Infrared), фотограф Чад Аджамян
Юго-Восточная Азия и Океания

На фотографии запечатлено наводнение вдоль реки Хоксбери, крупной водной артерии, огибающей столичный регион Сиднея. Уровень воды в среднем достигал 13 метров. Это стало одним из самых мощных наводнений в этом бассейне с начала ведения учета.
Переходим к глобальным победителям международной премии World Press Photo.
«Авиаудар по родильному дому в Мариуполе» (Mariupol Maternity Hospital Airstrike), фотограф Евгений Малолетка
Номинация «Фотография года»

Мариуполь, Украина. На фотографии спасатели несут на носилках беременную Ирину Калинину. Ирину, как и других женщин, эвакуировали из родильного дома, пострадавшего в результате российского авиаудара. К сожалению, ее ребенок, которого назвали Мироном, что означает «мир», не выжил. Ирина умерла через полчаса после смерти ребенка.
«Цена мира в Афганистане» (The Price of Peace in Afghanistan), Мадс Ниссен
Номинация «Фотоистория года»

Семья пятнадцатилетнего Халила Ахмада приняла трудное решение: продать его почку за 3500 долларов, так как они не могли позволить себе еду. После процедуры Халил испытывает постоянный дискомфорт и больше не может играть в футбол и крикет. Из-за нехватки рабочих мест и риска голода в афганистанском городе Герат, значительно возросла незаконная торговля органами.
«Забитые воды» (Battered Waters), Ануш Бабаджанян
Номинация «Долгосрочный проект»

Реку Нарын питается водами ледника Западный Суек, расположенного на территории Кыргызстана. Затем она вливается в реку Сырдарья, которая протекает вдоль границы Узбекистана и проходит через Казахстан, заканчивая свой путь в соленых озерах, бывших когда-то Аральским морем.

Доступ к пресной воде всегда был сложным вопросом, а в Центральной Азии, где сразу несколько стран испытывают в ней недостаток, усугубляется климатическими и экологическими проблемами. Сейчас ледники в Кыргызстане и Таджикистане, которые являются ценным источником питьевой воды, отступают, тем самым увеличивая гуманитарные риски в будущем.
«Здесь, The Doors не знают меня» (Here, The Doors Don't Know Me), Мохамед Махди
Номинация «Открытый формат»

Работа Мохамеда Махди — это дань уважения общинному образу жизни, который находится на грани исчезновения. Проект создан с использованием архивных изображений и личных фотографий фотографа.
Взгляд на конкурс изнутри

Чад Аджамян — один из региональных победителей World Press Photo. Он геоинформатик, фотограф и исследователь, специализирующийся на природных опасностях и инфракрасной фотографии.Чад рассказал нам о том, как создавалась его фотография, главной проблеме фотожурналистики и как он воспринимает критику.

Как ваши фотографии могут повлиять на мировое сообщество?

Я считаю, что уникальная перспектива снимков дает возможность донести научную информацию и рассказать историю. Живость может по-настоящему привлечь внимание зрителя, не приводя к шоку или ужасу. Фотографии показывают последствия наводнений в другом свете таким образом, что зритель проникается ими. Особенно когда понимаешь, что это не просто странный фильтр, а научный и очень полезный способ видения мира.

Как вы оценивали свои снимки, чтобы определить, какие из них могут стать победителями World Press Photo?

Из инфракрасной серии я старался выбрать снимки, которые вызывают любопытство, а также те, которые рассказывают историю.

Не могли бы вы поделиться историей вашей фотографии, которая была выбрана в качестве регионального победителя? Как вы ее сделали и что она для вас значит?

По сути, большие участки снимков размером с регион снимаются после наводнения нашим государственным департаментом под названием NSW Spatial Services. Эти данные бесплатно предоставляются населению и агентствам по чрезвычайным ситуациям в кратчайшие сроки и используются для оказания помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлении, например для определения последствий. Детально изучая эти снимки, я заметил повсюду красивые фотографические сцены и, как независимый художник, решил запечатлеть их. Это включало загрузку и обработку необработанных данных, панорамирование и поиск в тысячах гектаров данных, извлечение и преобразование геопространственных данных в файлы изображений RGB, которые могут быть доступны в программах редактирования изображений, а затем внесение их в Adobe Lightroom для корректировки света.

Каковы современные вызовы в области фотожурналистики?

Помимо искусственного интеллекта и возможности подтвердить подлинность фотографий, это еще и способность доносить сложные истории, не отталкивая людей. Люди всё больше понимают, что такое СМИ и что они иногда могут быть слишком негативными, и фотожурналистика виновна в том, что подталкивает их к этому, делая очень интенсивные фотографии со страшной кровью. Я думаю, есть реальная проблема в представлении фотожурналистики так, чтобы она не пугала, но в то же время вызывала интерес у зрителя.

Что бы вы посоветовали начинающим фотожурналистам, которые хотят принять участие в World Press Photo?

Просто подавайте и участвуйте в любом конкурсе — никогда не говорите себе «нет», пусть за вас это сделает кто-то другой.

Как вы готовитесь к съемке в специфических ситуациях, которые могут быть опасными или требующими особого внимания?

Изучите местные законы и, если вы можете идти, будьте очень осторожны и вежливы. Осознание ситуации имеет решающее значение. Проведите свое исследование, слушайте и не мешайте съемочным группам на местах, смотрите по сторонам — не опускайте глаза в камеру.

Как вы воспринимаете критику ваших фотографий, представленных на конкурс World Press Photo?

К счастью, я пока не получал их слишком много, но я могу представить, что это может измениться с началом выставок. Учитывая, что эти фотографии представляют собой выдержки из научных данных и расширяют современное определение фотографии, могут быть некоторые замечания по этому поводу. Но в том-то и прелесть открытого формата, чтобы бросить вызов нашим взглядам и определениям и оценить суть фотожурналистики — визуальную передачу событий нашего мира.