Аяна рассказала, как формировались ее увлечения с детства и каким ребенком она росла.
— В детстве нравилось выступать на сцене, петь. Когда ходила в гости к бабушкам-дедушкам, «выступала» для них, заставляя маму торжественно объявлять номер. Любила утренники в садике. Когда мне было пять лет, семьей переехали жить в Москву: папа там работал, а мама сидела со мной дома. В садик в Москве не ходила, но мама решила сводить меня на прослушивание в музыкальную школу, где я поступила на класс скрипки. Вернувшись в Казахстан, продолжала заниматься музыкой, пару раз даже выступила на большой сцене в «Казахконцерте». Росла раскрепощенным ребенком, любила внимание, сцены не боялась.
На вопрос о стереотипах женщин в науке, а также о гендерной стигматизации женщин-ученых — Аяна делится тем, что с этим не сталкивалась.
— Да, в точных науках обычно женщин меньше: например, в Манчестере на кафедре математики среди PhD студентов-девушек было, наверное, процентов двадцать. В других департаментах наоборот, и там это нормально.
На вопрос о гендерной стигматизации женщин в научном комьюнити Казахстана Аяне ответить сложнее.
В Казахстане мало людей работает в науке.
— Единственный вуз, который может себе позволить заниматься исследовательской деятельностью, — NU. Сейчас поднимается много вопросов по поводу финансирования в NU, что негативно влияет на возможности для исследований. Другие университеты не могут себе финансово позволить полноценный ресерч, когда публикация одной статьи в международном журнале обходится в 1000–2000 долларов, а поездки на международные конференции и того больше. Поэтому трудно сказать, что там происходит бурная научная деятельность. Наука — это дорого. И это проблема как для женщин, так и для мужчин в Казахстане.
Мы поинтересовались у Аяны о ее «научной мечте».
— У меня ее нет. Думаю, и у 99% людей, кто работает в науке или около науки. Если смотреть на науку реалистично, ежедневно публикуются научные статьи, но все направлены на узкий круг читателей. Мне импонирует околомедицинский ресерч, применение глубокого обучения в медицине — в этом очевидное ощущение пользы.
Аяна рассказала, что мечты что-то открыть или разработать у нее нет. Продолжать академическую карьеру ее стимулирует изучение новых направлений, обмен мыслями и опытом с образованными людьми.
— Иметь возможность общаться с заинтересованными в науке людьми — большая привилегия, и неважно, чем они занимаются: разработкой лекарства от рака или изучением механики жидкости мыльного пузырька. Такое общение вдохновляет.