Помимо своего основного названия, этот праздник у казахов именуется как Ұлыстың ұлы күні — «Великий день народа». Этнограф Зубайда Сураганова объясняет это название тем, что традиционно в праздновании Наурыза участвовали все: и старшие, и младшие, и женщины, и мужчины. У каждого члена большой семьи была своя роль: старшие читали молитвы и просили благословения, а хозяйки, к примеру, не просто готовили национальные блюда, а заполняли ими всю посуду в доме — так они верили, что весь следующий год будет плодородным, а посуда — всегда полной еды.
Гармония и равновесие сил устанавливались не только между днем и ночью, зимой и летом, но и между людьми. Они мирились, навещали старших родственников и расплачивались со своими долгами. Это стремление к гармонии отражалось и в традиционном для казахов гостеприимстве: необходимая помощь, угощение домашней едой и проявление доброты и милосердия как к ближним, так и к странствующим не имели предела особенно в праздничные дни Наурыза.
Наурыз также напоминал казахам о родстве и близких связях. И сегодня в праздник на улицах городов люди играют в традиционные игры, каждая из которых несет особый смысл, — например, согласно поверью, молодую пару, которая прокатится на качелях алтыбакан, ждет любовь и счастливое будущее. В праздничные дни снимались этические запреты в общении между мужчинами и женщинами — которые, например, существовали между невесткой (келин) и старшим деверем (қайың аға), — и все люди вне зависимости от возраста, пола и социального положения проводили время за одним столом и с удовольствием играли в национальные игры.