В Казахстане стремительно идет процесс цифровизации — как на уровне государства, так и в жизни самих людей. Электронный документооборот, цифровизация госуслуг, интернет-покупки, электронные кошельки — все это уже прочно вошло в урбанизированную жизнь казахстанцев, и процесс продолжается. Но все больше известных случаев обратной стороны цифровизации — это утечка персональных данных, списание средств, использование чужих данных в различных операциях и другие, подобные риски. Так, за девять месяцев 2023 года в Казахстане более 13 тысяч граждан пострадали от действий интернет-мошенников,
потеряв 11,3 млрд тенге.
Осенью прошлого года в соцсетях появилась информация о несанкционированном доступе к персональным данным казахстанцев — ИИН, место проживания, Ф. И. О. стали доступны в иностранном телеграм-боте, где достаточно было вбить номер телефона. Многие пользователи предположили, что данные были взяты из госинформсистем. Со своей стороны, вице-министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности Малик Олжабеков
подтвердил этот инцидент — информация распространялась, включая персональные данные.
Евгений Питолин — независимый эксперт в области кибербезопасности, ИТ и коммуникаций. Для The Voice Media Евгений уже рассказывал, как цифровые мошенники пользуются нашим доверием. В этом материале мы попытаемся понять основные правила кибербезопасности, которых стоит придерживаться в Новом году.